Муха
В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плугом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.
Бык с плугом на покой тащился
по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.
«Откуда ты, сестра?» —
от этой был вопрос,
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
В
конце этой басни дается мораль. И заключается она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выдумано. Быль же, наоборот, говорит о том, что случилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лентяй говорит о том, что «мы» что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких усилий.
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось
ли подчас вам слышать,
господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
В басне Дмитриева прослеживается противопоставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличающее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.
Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных моральных истин.
Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд крестьянина всегда был очень тяжелым и непосильным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведении баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встрече с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совершала. Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка.
Наверное, многие из вас слышали такое выражение, как «Мы пахали», которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в речи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслуги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.
Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвастовством.
Глоссарий:
- басня муха
- анализ басни Дмитриева Муха
- дмитриев муха
- анализ басни муха
- дмитриев басня муха
Книги наши лучшие друзья.
Краткое содержание: Муха (Дмитриев)
- Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист»
- Сочинение: «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
Categories: Краткие изложения