Либеральные реформы 1860-1870-х гг.
Отмена крепостного права означала коренное изменение социально- экономического строя России. За ней последовали и другие реформы, направленные на движение России от феодальных порядков к буржуазным, от сословного неравенства к равенству всех граждан перед законом.
1. Земская реформа (1864) — создание органов местного самоуправления (земств) в уездах и губерниях. Земские собрания выбирались из местного населения по трем куриям: крестьянской, городской и землевладельческой, от каждой из которых избиралась
треть депутатов (земских гласных). Выборы от крестьянской курии были ступенчатыми: сначала избирались выборщики, и лишь из их числа — депутаты. Такая система выборов обеспечивала превосходство дворянства (составлявшего меньшинство населения) в составе земств. Земское собрание избирало свой исполнительный орган власти — земскую управу, во главе которой стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Земства занимались вопросами местного благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, сельского хозяйства, статистики. Для этих целей они собирали с населения налоги и нанимали земских
служащих, так называемый «третий элемент» земств (после земского собрания и земской управы).
• переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной воинской повинности (от службы в армии освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи);
- создание компактной и мобильной армии, которая на случай войны увеличивала численность за счет войск запаса;
- сокращение срока действительной службы с 25 до 6 лет в армии и 7 — на флоте, предоставление льгот по сроку службы лицам, имеющим среднее и высшее образование;
- отмену телесных наказаний в армии, за исключением штрафных частей, улучшение бытовых условий солдат, создание солдатских школ;
- реорганизацию и повышение качества военно-учебных заведений.
- появление разных типов начальных школ — государственных, земских, церковно-приходских, частных;
- создание двух типов средних школ — классических гимназий (гуманитарный профиль) и реальных гимназий, затем переименованных в реальные училища (технический профиль). Поступать в университет могли только выпускники классических гимназий. Обучение в средней школе было всесословным, но платным;
- уменьшение платы за обучение в университетах, увеличение количества мест; новый устав университетов (1864) предусматривал их автономию, выборность деканов и ректоров;
- развитие женского образования — появление женских гимназий и высших женских курсов, допуск девушек в университет в качестве вольнослушателей.
Глоссарий:
- либеральные реформы 1860-1870
- либеральные реформы 1860-1870-х гг
- либеральные реформы александра 2
Судьба поэта ахматова.
Либеральные реформы 1860-1870-х гг Александра II
Categories: Сочинения по литературе