Либеральные реформы 1860-1870-х гг Александра II

Либеральные реформы 1860-1870-х гг.

Отмена крепостного права означала коренное изменение социально- экономического строя России. За ней последовали и другие реформы, направленные на движение России от феодальных порядков к буржу­азным, от сословного неравенства к равенству всех граждан перед за­коном.

1. Земская реформа (1864) — создание органов местного самоуправления (земств) в уездах и губерниях. Земские собрания выбирались из мест­ного населения по трем куриям: крестьянской, городской и землевла­дельческой, от каждой из которых избиралась

треть депутатов (зем­ских гласных). Выборы от крестьянской курии были ступенчатыми: сначала избирались выборщики, и лишь из их числа — депутаты. Такая система выборов обеспечивала превосходство дворянства (составля­вшего меньшинство населения) в составе земств. Земское собрание избирало свой исполнительный орган власти — земскую управу, во главе которой стоял уездный или губернский предводитель дво­рянства. Земства занимались вопросами местного благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, сельского хозяйства, статистики. Для этих целей они собирали с населения налоги и на­нимали земских

служащих, так называемый «третий элемент» земств (после земского собрания и земской управы).

  • Городская реформа (1870) была проведена на принципах, аналогич­ных земской, и предусматривала создание органов местного само­управления (городских дум) в городах. Выборы в городскую думу также происходили по куриям в зависимости от размера имущества, к выборам были допущены только те, кто платил налоги с имуще­ства или недвижимости, то есть меньшинство городских жителей. Избираемый думой городской голова утверждался губернатором, который также имел право отменять любое решение думы.
  • Судебная реформа (1864) преобразовала судебную систему России на основе принципов состязательности обвинения и защиты, глас­ности судопроизводства, независимости судей. Мировые суды, из­биравшиеся органами местного самоуправления, действовали в со­ставе одного судьи в уездах и городах, разбирая мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды, действовавшие на территории нескольких губерний, состояли из судей, назначавшихся импера­тором, рассматривали более сложные дела и принимали решения по уголовным делам с учетом мнения присяжных заседателей. При­сяжные избирались из числа местных жителей, постоянно прожи­вающих на данной территории и владеющих определенным иму­ществом, по жребию и утверждались губернатором. Более высокой инстанцией, куда можно было подать апелляцию на приговор окруж­ного суда, являлась судебная палата, которая также рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников. Самой высшей су­дебной инстанцией был Сенат. Судебная реформа стала одним из наиболее радикальных преобразований Александра И, тем не менее некоторые пережитки сословного неравенства в судебной системе сохранялись, например особые волостные суды для крестьян, ко­торые могли приговаривать к телесным наказаниям.
  • Военная реформа (1863-1870), проводившаяся под руководством военного министра Д. А. Милютина, включала в себя:
  • • переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной во­инской повинности (от службы в армии освобождались един­ственные сыновья и единственные кормильцы семьи);

    • создание компактной и мобильной армии, которая на случай войны увеличивала численность за счет войск запаса;
    • сокращение срока действительной службы с 25 до 6 лет в армии и 7 — на флоте, предоставление льгот по сроку службы лицам, имеющим среднее и высшее образование;
    • отмену телесных наказаний в армии, за исключением штраф­ных частей, улучшение бытовых условий солдат, создание сол­датских школ;
    • реорганизацию и повышение качества военно-учебных заве­дений.
  • Реформы образования и просвещения:
    • появление разных типов начальных школ — государственных, земских, церковно-приходских, частных;
    • создание двух типов средних школ — классических гимназий (гу­манитарный профиль) и реальных гимназий, затем переимено­ванных в реальные училища (технический профиль). Поступать в университет могли только выпускники классических гимназий. Обучение в средней школе было всесословным, но платным;
    • уменьшение платы за обучение в университетах, увеличение ко­личества мест; новый устав университетов (1864) предусматри­вал их автономию, выборность деканов и ректоров;
    • развитие женского образования — появление женских гимназий и высших женских курсов, допуск девушек в университет в ка­честве вольнослушателей.

    Глоссарий:

    • либеральные реформы 1860-1870
    • либеральные реформы 1860-1870-х гг
    • либеральные реформы александра 2

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


    Судьба поэта ахматова.
    Либеральные реформы 1860-1870-х гг Александра II

    Categories: Сочинения по литературе