Category: Литература

Русская интеллигенция в творчестве А. П. Чехова

…Разумный, думающий… Этим словом – интеллигент – обозначается во всем мире группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Однако для России это понятие приобрело более широкое значение. Оно включает в себя особую психологию, нравственные устои, образ мыслей, традиции “русского культурного слоя”, образованного вначале из наиболее просвещенной части дворянства, затем включившего передовых разночинцев. Русская интеллигенция всегда находилась под влиянием какой-либо социальной идеи, могла жить исключительно идеей, отдаваясь ей без остатка. По мнении […]

Автор и герой в романе “Евгений Онегин” Пушкина А. С

Художественное своеобразие романа “Евгений Онегин” состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замечает С. Г. Бочаров, “в „Онегине” нам не дано забыть об авторе… и объективность романа обращена постоянно в образ сознания, воображаемую реальность”. В своих лирических отступлениях Пушкин касается буквально всех сторон современной жизни – образования и воспитания, литературы […]

Преступление и наказание характеристика образа Свидригайлова Аркадия Ивановича

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных пфоев. “…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его […]

Метаморфозы характеристика образа Кадма

Кадм – персонаж 3-4-й книг “Метаморфоз”, основатель Фив, столицы Беотии; отец Агавы, Семелы, Ино, Автонои и Полидора. С именем К., переселившегося в Грецию из Финикии, связывался приход в Грецию финикийского алфавита. После похищения Европы Агенор, отец К., финикийский царь, послал К. ее отыскать, запретив возвращаться без сестры. Не найдя ее и не имея права вернуться домой, К. вопрошает Дельфийского оракула, где ему поселиться. Аполлон приказывает ему идти за неподъяремной коровой […]

Система образов в повести “Прощание с Матерой” Распутина В. Г

Вновь перед нами “старинные старухи” с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи – Аксиньи (быть может, дань уважения героине “Тихого Дона”). Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. “Греть и греться” – […]

Героини пьес островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка”

Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы “Гроза”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в […]

“Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Повесть К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”

1. Начало боевого пути главного героя повести Воробьева “Убиты под Москвой”. 2. Преодоление себя. 3. Новый человек. Повесть К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой” начинается с того, что рота кремлевских курсантов прибывает на фронт. Подтянутым и еще ни разу не побывавшим на передовой курсантам вид встретивших их красноармейцев кажется неряшливым, а поведение – распущенным. Молодые ребята, еще ни разу не нюхавшие пороха, представляют, что, попав на передовую, станут тут же […]

Жертвы “темного царства” (По драме А. Н. Островского “Гроза”)

1. Сюжетная линия драмы “Гроза”. 2. Представители “темного царства” – Кабаниха и Дикой. 3. Протест против устоев ханжеской морали. Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия. Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается “певцом […]

Своеобразие прозы А. Чехова (На примере одного из рассказов) Приговор мелким душам (А. Чехов, “Смерть чиновника”)

Народу много, а людей немного. Диоген Синопский А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки, рассказы, новеллы. Но все, что им написано, всегда изящно, талантливо. Любой, даже самый известный рассказ, который и в школьной программе, и в университете, казалось бы, надоел, прочитывается с огромным удовольствием. Точность в описании персонажа, меткий юмор увлекают читателя любого поколения, […]

Женские образы в прозе И. С. Тургенева (по роману “Отцы и дети”)

Шестидесятые годы XIX века – пора торжествующего нигилизма и ожидания революции, – ставшие временем Базаровых, странным образом переиначили судьбу И. С. Тургенева. Сначала роман “Накануне”, потом “Отцы и дети”, обращенные к молодому поколению разночинцев-демократов, стали для писателя вершиной его художественного творчества и одновременно вызвали в критике настоящую бурю. Роман, в котором была показана современность, роман, в котором Тургенев попытался изобразить “героя нашего времени”, вызвал возмущенные вопли той самой молодежи, чьи […]

В. В. Маяковский-футурист. Проблемы кубофутуризма

1. Определения терминов “футуризм”, “кубофутуризм”. 2. Мотивы футуризма в лирике В. В. Маяковского. 3. Основные образы и художественные средства. 4. Проблемы кубофутуризма. Слова на свободе! Лозунг итальянских футуристов Двадцатый век принес множество нововведений. Кардинально менялись промышленность, техника, социальное устройство государства. Изменились культура и искусство, появилось множество кардинально новых течений и направлений. В частности, появились такие направления, как футуризм и кубофутуризм. В литературоведческом словаре эти термины взаимосвязаны и имеют следующее определение: […]

Образ профессора Преображенского (По повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”)

Герой повести “Собачье сердце” – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно поесть, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым […]

Деньги и человек в повести О. де Бальзака “Гобсек”

1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое, В меру добро бережет, в меру и тратит его. Л. Самосский Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака “Гобсек” является власть денег над людьми. В […]

Гамбринус характеристика образа Сашки

Сашка – скрипач, “еврей – кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет” – главная достопримечательность самой популярной в “бойком портовом городе на юге России” (Одессе) пивной под названием Гамбринус. Впрочем, многие “совсем не знали мудреного имени славного пивного короля”, покровителя пивного дела, и говорили: “Идем к Сашке?” Неудивительно, “что среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор”. […]

Гаргантюа и Пантагрюэль характеристика образа Гаргантюа

Гаргантюа – персонаж романа, действие которого происходит в стране Утопия (т. е. – место, которого нет). Г. – сын короля Грангузье и королевы Гаргамеллы. Воспользовавшись популярным в народных сказаниях образом добродушного гиганта и весельчака Гаргантюа, Рабле с первых же страниц романа вводит читателя в яркий и причудливый мир гротеска. Детство Г. напоминает нелепые и смешные эпизоды из жизни Иванушки-дурачка в русских народных сказках: Г. “расчесывал волосы стаканом”, “садился между двух […]