Рубрика: Литература

Русская интеллигенция в творчестве А. П. Чехова

…Разумный, думающий… Этим словом — интеллигент — обозначается во всем мире группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Однако для России это понятие приобрело более широкое значение. Оно включает в себя особую психологию, нравственные устои, образ мыслей, традиции «русского культурного слоя», образованного вначале из наиболее просвещенной части дворянства, затем включившего передовых разночинцев. Русская интеллигенция всегда находилась под влиянием какой-либо социальной идеи, могла жить исключительно идеей, отдаваясь ей без остатка. По мнении […]

Автор и герой в романе «Евгений Онегин» Пушкина А. С

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замечает С. Г. Бочаров, «в „Онегине» нам не дано забыть об авторе… и объективность романа обращена постоянно в образ сознания, воображаемую реальность». В своих лирических отступлениях Пушкин касается буквально всех сторон современной жизни — образования и воспитания, литературы […]

Преступление и наказание характеристика образа Свидригайлова Аркадия Ивановича

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных пфоев. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его […]

Метаморфозы характеристика образа Кадма

Кадм — персонаж 3-4-й книг «Метаморфоз», основатель Фив, столицы Беотии; отец Агавы, Семелы, Ино, Автонои и Полидора. С именем К., переселившегося в Грецию из Финикии, связывался приход в Грецию финикийского алфавита. После похищения Европы Агенор, отец К., финикийский царь, послал К. ее отыскать, запретив возвращаться без сестры. Не найдя ее и не имея права вернуться домой, К. вопрошает Дельфийского оракула, где ему поселиться. Аполлон приказывает ему идти за неподъяремной коровой […]

Система образов в повести «Прощание с Матерой» Распутина В. Г

Вновь перед нами «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи (быть может, дань уважения героине «Тихого Дона»). Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. «Греть и греться» — […]

Героини пьес островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»

Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы «Гроза». Первый — заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй — великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов — свобода. Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины. Она и в […]

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

1. Начало боевого пути главного героя повести Воробьева «Убиты под Москвой». 2. Преодоление себя. 3. Новый человек. Повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой» начинается с того, что рота кремлевских курсантов прибывает на фронт. Подтянутым и еще ни разу не побывавшим на передовой курсантам вид встретивших их красноармейцев кажется неряшливым, а поведение — распущенным. Молодые ребята, еще ни разу не нюхавшие пороха, представляют, что, попав на передовую, станут тут же […]

Жертвы «темного царства» (По драме А. Н. Островского «Гроза»)

1. Сюжетная линия драмы «Гроза». 2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой. 3. Протест против устоев ханжеской морали. Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия. Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается «певцом […]

Своеобразие прозы А. Чехова (На примере одного из рассказов) Приговор мелким душам (А. Чехов, «Смерть чиновника»)

Народу много, а людей немного. Диоген Синопский А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки, рассказы, новеллы. Но все, что им написано, всегда изящно, талантливо. Любой, даже самый известный рассказ, который и в школьной программе, и в университете, казалось бы, надоел, прочитывается с огромным удовольствием. Точность в описании персонажа, меткий юмор увлекают читателя любого поколения, […]

Женские образы в прозе И. С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)

Шестидесятые годы XIX века — пора торжествующего нигилизма и ожидания революции, — ставшие временем Базаровых, странным образом переиначили судьбу И. С. Тургенева. Сначала роман «Накануне», потом «Отцы и дети», обращенные к молодому поколению разночинцев-демократов, стали для писателя вершиной его художественного творчества и одновременно вызвали в критике настоящую бурю. Роман, в котором была показана современность, роман, в котором Тургенев попытался изобразить «героя нашего времени», вызвал возмущенные вопли той самой молодежи, чьи […]

В. В. Маяковский-футурист. Проблемы кубофутуризма

1. Определения терминов «футуризм», «кубофутуризм». 2. Мотивы футуризма в лирике В. В. Маяковского. 3. Основные образы и художественные средства. 4. Проблемы кубофутуризма. Слова на свободе! Лозунг итальянских футуристов Двадцатый век принес множество нововведений. Кардинально менялись промышленность, техника, социальное устройство государства. Изменились культура и искусство, появилось множество кардинально новых течений и направлений. В частности, появились такие направления, как футуризм и кубофутуризм. В литературоведческом словаре эти термины взаимосвязаны и имеют следующее определение: […]

Образ профессора Преображенского (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно поесть, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым […]

Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек»

1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое, В меру добро бережет, в меру и тратит его. Л. Самосский Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В […]

Гамбринус характеристика образа Сашки

Сашка — скрипач, «еврей — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет» — главная достопримечательность самой популярной в «бойком портовом городе на юге России» (Одессе) пивной под названием Гамбринус. Впрочем, многие «совсем не знали мудреного имени славного пивного короля», покровителя пивного дела, и говорили: «Идем к Сашке?» Неудивительно, «что среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». […]

Гаргантюа и Пантагрюэль характеристика образа Гаргантюа

Гаргантюа — персонаж романа, действие которого происходит в стране Утопия (т. е. — место, которого нет). Г. — сын короля Грангузье и королевы Гаргамеллы. Воспользовавшись популярным в народных сказаниях образом добродушного гиганта и весельчака Гаргантюа, Рабле с первых же страниц романа вводит читателя в яркий и причудливый мир гротеска. Детство Г. напоминает нелепые и смешные эпизоды из жизни Иванушки-дурачка в русских народных сказках: Г. «расчесывал волосы стаканом», «садился между двух […]

«Быть знаменитым некрасиво…». (Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака)

1. Поэзия Пастернака — красота, «валяющаяся под ногами». 2. Отношение поэта к позиции советской власти в области культуры. 3. Истинность и Красота в искусстве. 4. Жизнь и Искусство. Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Для Пастернака поэзия — высота, валяющаяся под ногами. Поэт сам настаивал на таком […]

Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания. Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди живут в нищете, а мерзавцы […]

Корабль дураков характеристика образа Дураков

Дураки — сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Персонажи Бранта лишены индивидуальности (имен, биографий, характеров), так как образ создается исключительно тем, что наделяется всепоглощающей страстью. Герой не выступает в повествовании в одиночестве, а всегда в сообществе ему подобных. Галерея образов дураков многолика. […]

Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»

Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение […]

Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

Сравнивая работу писателя над рома­ном и пьесой, Горький отмечал, что, «со­чиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Дра­матург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…». И в самом деле, в любом художествен­ном произведении (кроме драматургичес­кого) можно встретить портретное описа­ние героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения ав­тора на ту или иную тему. В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. […]

«Хорошее отношение к лошадям» Маяковского В. В

Били копыта. Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, Льдом обута, Улица скользила. Лошадь на круп Грохнулась, И сразу За зевакой зевака, Штаны пришедшие Кузнецким Клешить, Сгрудились, Смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я Голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел И вижу Глаза лошадиные… Улица опрокинулась, Течет по-своему… Подошел и вижу — За каплищей каплища По морде […]

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Основными темами пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дво­рянского гнезда», победа предпри­имчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофи­мова и Ани. Прощание новой, моло­дой России с прошлым, с отживаю­щим, устремленность к завтрашнему дню — в этом заключается содержа­ние «Вишневого сада». Россия прошлого, отживающего пред­ставлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад […]

«Социальная эпоха» в русской литературе 1850-1860-х годов

Писатели-разночинцы. Н. Г. Чернышевский. Кто же стал прямым наследником идей натуральной школы в отечественной словесности? Если не считать великого сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина (ему будет посвящен следующий раздел), то прежде всего те писатели-разночинцы, кого принято именовать «революционными демократами». Они в большинстве своем интересовались не столько «художествами», сколько реальным ходом реальной жизни. Многие из них по духу своему были политическими борцами, хотели переменить российскую действительность эволюционным или революционным путем. […]

Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

1. Детство и юность Цветаевой. 2. Жизнь поэтессы в первые послереволюционные годы. 3. Эмиграция. 4. Возвращение на Родину. М. И. Цветаеву по праву можно назвать величайшей русской поэтессой. Ее творения не могут оставить равнодушным, каждый находит в них то, что близко его душе. Судьба Цветаевой была нелегкой. Ей довелось жить и творить в эпоху страшных социальных катаклизмов. Это не могло не наложить отпечатка на ее творчество. Цветаева родилась в Москве […]

«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. П. Платонова)

После публикации в 1986- 88 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур» по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. […]

Почему так много юмора в поэме «Василий Теркин»?

Мир выжил, потому что смеялся. Ж,-Б. Мольер «Василий Теркин» — поэма о Великой Отечественной войне, ее герой — простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани жизни и смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Об этом полушутливо-полусерьезно автор рассуждает в первой главе поэмы «От автора»: первостепенным для человека на войне становятся свежая вода, добрая горячая пища, […]

Анализ рассказа «Голубое и зеленое» Казакова Ю. П

«Голубое н зеленое» Ю. П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. Романтический облик героини передают лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая […]

История создания и анализ повести «Котлован» Платонова А. П

Тема произведения — строительство социализма в городе и деревне. Строительство социализма в городе заключается в возведении нового здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». Строительство социализма в деревне состоит в создании колхоза (имени Генеральной линии) и уничтожении кулаков. Реализацией этого единого проекта и заняты герои повести. Тридцатилетнего рабочего Вощева, продолжающего платоновскую вереницу искателей смысла жизни, увольняют с завода «вследствие роста… задумчивости среди общего темпа труда», и он попадает […]

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

Татьяна — это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен. Уже в первых описаниях Татьяны замечаешь ее близость к русской природе и России вообще. В эпитетах «дика, печальна, молчалива» угадывается еще один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий ее с природой, — луна: […]

Надуманный мир (А. Платонов, «Котлован»)

Исследователей «поражает близость» Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество «равной затраты физических сил», в котором неравенство людей преодолевается через «возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят дороги; в 23-26 — дома; в 46-50 — все учат или лечат и т. д.)». По сути дела, многие критики того времени сходятся в том, что считают писателя приверженцем социальной идеи, но одни видят в этом мировоззренческую силу художника, […]