Рубрика: Литература

Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

1. Авторская оценка поэмы «Двенадцать». 2. Критические отзывы современников Блока. 3. Основная идея поэмы. … Так идут державным шагом, Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. «Сегодня я — гений», — произнес выдающийся русский поэт А. А. Блок, закончив работу над своей великой поэмой […]

Отверженные характеристика образа Жавера

Жавер — полицейский сыщик. Выходец из низов общества (родившийся в тюрьме сын гадалки), он стал преданным слугой общественного порядка, дослужившись от надсмотрщика на Тулонской каторге до полицейского инспектора в Париже. Еще на каторге он впервые заметил Жана Вальжана, с которым постоянно сталкивается в дальнейшем. Распознав бывшего каторжника в респектабельном мэре городка Монрейля, он в конце концов добивается его разоблачения и осуждения; затем, после нового побега, охотится за ним на улицах […]

Как вы понимаете слова В„В. Маяковского «Поэт — всегда должник»? (По произведению «Разговор с фининспектором о поэзии»)

Как и великие русские классики А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский уделял большое внимание в своем творчестве вопросу о назначении поэта и поэзии. Говорят, что талант дается человеку от Бога, поэтому так необходимо его ценить и развивать в себе. Стихи в высоком смысле этого слова способен написать далеко не каждый. Для этого нужна особая тонкость души, особое чувство ритма, наконец, особое отношение к жизни, при котором […]

Мещанин во дворянстве характеристика образа Журдена

Журден — мастерски выведенный Мольером тип выскочки, нувориша. Появление в комедии подобного типа обусловлено характерным явлением социальной жизни Франции эпохи Людовика XIV: дворянство беднеет, буржуазия становится богаче, влиятельней и стремится сравняться с аристократией. Разбогатевшего торговца тканями, господина Ж., терзает одна забота: быть во всем похожим на дворянина. Подражая нравам дворянства, Ж. нанимает учителей (музыки, танцев, фехтования, философии), которые, пользуясь его неискушенностью, конкурируют между собой: в надежде побольше заработать каждый объявляет […]

«Татьяна — милый идеал» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Пушкин в романе «Евгений Онегин» создал образ своего современника, отразил век. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам поэт. И, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин представил свой идеал женской красоты — внешней и духовной. «Милый идеал» Пушкина — его Татьяна. Когда читаешь роман, невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, пушкинское представление о том, какой должна быть […]

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Ивина Сережи

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ (Трилогия, 1851 — 1855) Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, «смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими красными губами, которые редко совершенно закрывали немного выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом». Его оригинальная красота поражает Николеньку, и он […]

Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы:Ходит плавно, будто лебедушка;Смотрит сладко, как голубушка;Молвит слово — соловей поет;Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием;Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Он увидел ее у тесовых ворот с […]

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества»- так писал о Ф. М. Достоевском М. Е. Салтыков-Щедрин. Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается в исследуется в романном «пятикнижии» […]

Образ Евгения Онегина — «лишнего человека»

1. Детство и юность Онегина. 2. Жизнь в деревне. 3. Путешествие и возвращение в Петербург. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа — вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания. Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно […]

«В ресторане» Блока А. А

Никогда не забуду (он был или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратись к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». И сейчас […]

Ревизор характеристика образа Хлестаков Иван Александрович

РЕВИЗОР (Комедия в пяти действиях, 1835; пост. 1836; 2-е испр. изд. 1841) Хлестаков Иван Александрович — по оценке самого Гоголя, центральный персонаж комедии, «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде». X. выходит на сцену во 2-м […]

Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна

1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве. 2. Чувства таинственного Г. С. Ж. 3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова. 4. Смысл любви для главного героя повести и самого А. И. Куприна. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое». А. И. Куприн Повесть «Гранатовый браслет», написанная А. И. Куприным в 1910 году, начинается с описания погоды пригородного Черноморского курорта в конце августа — начале сентября. Главная героиня […]

Печорин — сложная и противоречивая натура (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

1. Способ изображения героя в романе. 2. Печорин и общество. 3. Обреченность «лишнего человека». Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… М. Ю. Лермонтов «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова литературоведы считают первым социальным, реалистическим и лирико-психологическим романом в русской литературе. Все эти особенности романа выражены в том, что писатель не просто изложил биографию Григория Александровича Печорина, а показал его жизнь […]

Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Тема войны в великом романе-эпопее «Война и мир» начинается с изображения войны 1805 г. Л. Н. Толстой показывает как карьеризм штабных офицеров, так и героизм простых солдат, скромных офицеров армии, таких, как капитан Тушин. Батарея Тушина приняла на себя всю тяжесть удара французской артиллерии, но эти люди не дрогнули, не бросили поле битвы даже тогда, когда им был передан приказ об отступлении, — они еще позаботились о том, чтобы не […]

Сны и грезы Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, их чувства, эмоции, тайные желания и опасения. В этом аспекте особенно важными представляются сны персонажей. Попробуем проанализировать сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Первый сон герой видит на Петровском острове. В этом сновидении вновь оживает детство Родиона: вместе с отцом в праздничный день он едет за город. Здесь они видят страшную картину: молодой мужик, Миколка, выйдя из […]

Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова

1. Природные объекты в лирике Лермонтова. 2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы. 3. Философские раздумья лирического героя 4. Ландшафт России в стихотворении «Родина». Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. М. Ю. Лермонтов Картины природы занимают значительное место в лирике М. Ю. Лермонтова. В поэтических произведениях пейзаж обычно выполняет двойную роль. Во-первых, автор стремится […]

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова

Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. […]

Анализ повести «Сокровенный человек» Платонова А. П

Герой повести «Сокровенный человек» Фома Пухов и в зрелые годы не утратил наивного восприятия мира. В начале повествования он попросту отмахивается от всех сложных вопросов. Одно только ценит механик Пухов: свое дело. Но с другой стороны он предстает как стихийный философ, в чем-то озорник, в чем-то морализатор. Партийная ячейка даже делает вывод, «что Пухов — не предатель, а просто придурковатый мужик». Усилие «придурковатого мужика» понять революцию выражается особенным индивидуальным языком […]

«Раздвоение Ивана» (Анализ главы 11 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Любой здравомыслящий человек, по мнению М. А. Булгакова, задумывается о смысле жизни, о правильности совершаемых поступков, подвергая их сомнению, что свойственно умным людям, стремящимся к познанию мира, к самосовершенствованию. Главный герой романа «Мастер и Маргарита» Мастер был именно таким человеком: интеллигентным, образованным, свободным от догм, живущим по нравственным законам, накопленным тысячелетиями. В главе «Раздвоение Ивана» заложена автором глубокая философская мысль: человечество будет живо, пока есть свободные люди, не изменяющие нравственным […]

Зачем в романе «Отцы и дети» представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой?

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N. прекрасный человек. А. С. Пушкин Не […]

Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет […]

Котлован характеристика образа Сафронова

Сафронов — один из мастеровых, изначально отличающийся склонностью к абстрактным и поучительным рассуждениям (ср. его «вежливо-сознательное лицо» «с улыбкой загадочного разума»). Как и другим героям повести, С. знакомы сомнения в перспективности преобразовательных усилий перед лицом «всемирной невзрачности», однако они вытесняются рационально-бюрократическим мировоззрением. Прощаясь с Козловым, решившим делать карьеру по общественной линии, С. говорит ему: «Ты теперь как передовой ангел от рабочего состава, ввиду вознесения его в служебные учреждения». С. предлагает […]

Анализ романтических рассказов 1890-х гг. Горького М

Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш», «Коновалов» и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских […]

Почему в тексте поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?

1. Первоначальный замысел Гоголя. 2. Две композиционные основы. 3. Сатирический план поэмы. Место Чичикова в нем. 4. Проповеднический план поэмы. 5. Место авторских отступлений. Особенности композиционного построения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» обусловлены»прежде всего той творческой задачей, которую поставил перед собой автор. Первоначальный авторский замысел включал в себя три книги, объединенные общей идеей — показать «ад», «чистилище» и «рай» российской действительности. Первый том повествует о России, современной самому автору, […]

Баргамот и Гараська характеристика образа Ивана Акиндиныча Бергамотова (Баргамот)

Баргамот (Иван Акиндиныч Бергамотов) — в своей официальной части именовавшийся «городовой бляхой № 20», а в неофициальной попросту «Баргамот». Б. живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев. «По своей внешности «Баргамот», скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, […]

Характеристика образа Кота в баснях Жана де Лафонтена

Кот (Кошка) — персонаж многих басен Лафонтена, воплощающий настойчивость и изобретательность в войне с мышами и крысами, способный казаться мягким и кротким, но обладающий сноровкой и железной хваткой. К. в баснях Лафонтена соотносим своей находчивостью с К. — персонажем народных сказок. Мягкость и гибкость пластики К. переданы в басне «Петух, Кот и Мышонок». В борьбе с крысами К. пускается на всевозможные хитрости. В басне «Кот и Старая Крыса» (Эзоп, Федр, […]

Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?

Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. А. Ахматова Главным творческим и гражданским достижением А. А. Ахматовой стало создание ею поэмы «Реквием». Поэма состоит из нескольких стихотворений, связанных друг с другом одной темой — темой памяти о тех, кто в тридцатые годы оказался в тюремных застенках, и о тех, кто мужественно перенес аресты […]

«Чичиков у Плюшкина». Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Корыстолюбие отнимает у людей Самые заветные чувства — любовь к Отечеству, любовь семейную, любовь к Добродетели и чистоте». Саллюстий У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, — произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Именно в этом произведении раскрывается художественный мир писателя. Он шел по следу, проложенному Л. С. Пушкиным, но […]

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с […]

Лето господне характеристика образа Сергея Ивановича

Сергей Иванович (именинник в день мучеников Сергия и Вакха, 20 октября (7 октября) — отец Ивана. Мученик Сергий, ему принадлежат слова, имеющие важнейшее значение для жизни и смерти носящего его имя С. И., сказанные в темнице: «для ищущих небесной жизни — еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть»). Вместе с Горкиным — центральный образ «Лета Господня». Если Горкин — воплощение сказочно-народной стихии, то С. И. — представитель настоящих хозяев […]