Рубрика: Литература

Анализ романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» Дефо Д

Сюжет знаменитого романа предельно прост: молодой купец и мореход попадает в результате кораблекрушения на необитаемый остров, проводит там двадцать восемь лет. Дефо преподносит эту историю читателю как подлинный дневник обычного, хотя и довольно образованного человека того времени. Главный герой романа — упорный созидательный труд, борьба человека за выживание. Человек эпохи Просвещения по-своему приручает дикую природу, но и учится у нее. Не зря французский писатель и философ Жан-Жак Руссо подкреплял образом […]

Тема судьбы в творчестве М. Ю. Лермонтова

1. Роман «Герой нашего времени». 2. Судьба как движущая сила сюжета в «Песне про купца Калашникова». 3. Судьба поэта в обществе. Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. Однако нередко в литературе встречается и несколько иное понимание судьбы, рока, предначертания, за пределы которого человек едва ли способен вырваться. Именно так понимали судьбу древние. Несмотря на это, их верования и представления занимали и […]

А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (На примере рассказа «Ионыч»)

1. Семейство Туркиных. 2. Образ земского врача, недавно приехавшего в город С. 3. Утраченная любовь. 4. Раздражение доктора Старцева от обывателей и постепенное превращение его в одного из них. Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. А. П. Чехов На протяжении всего рассказа прослеживается история семейства Туркиных, которая, по мнению общества провинциального города, считалась самой талантливой и образованной. […]

Анализ романа «Мы» Замятина Е. И

«Мы» Замятин искал новые пути творчества. Он полагал, что после революции жизнь стала иной и изображаться должна по-другому. Новую реальность не может адекватно отразить ни толстовский реализм, ни символизм — на смену им должен прийти неореализм. Е. Замятин полемизировал с теоретиками Пролеткульта, утверждавшими, что «машинизирование» жизни влияет и на психологию пролетариата, что со временем не станет индивидуальности, индивидуального мышления, а будет существовать «объективная психология целого класса». Во многом роман «Мы» […]

Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в […]

Басни И. А. Крылова. Русский национальный колорит басен

1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 году. Традиционный жанр басни, повторяющиеся сюжеты, образы Крылов унаследовал от своих предшественников: Ж. Лафонтена, Эзопа, […]

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэты понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, поэзия — источники радости. В природе есть свое волшебство, […]

«Во всем мне хочется дойти…» Пастернака Б. Л

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы […]

Так называемый постмодернизм в русской поэзии

Поэтического обновления ждали давно, едва ли не с тех пор, как завершился «поэтический бум». Новое в поэзии явилось вместе с общими переменами в жизни и культуре в конце 80-х гг. Сначала радовал сам факт новизны и крушения старого, поэтому вначале все новое называли просто другим: «другая литература», «другая поэзия»… Затем возникло желание — определить характер нового, найти слово, термин, способный обозначить меняющееся мышление. Попытка объединиться под знаком перемен была предпринята […]

«Полтава» (отрывок) Пушкина А. С

Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там; Но явно счастье боевое […]

Тема народа в прозе Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина

Черты героизма, свободолюбия, душевной широты, которые позже с такой могучей силой покажет Гоголь в героях повести «Тарас Бульба», уже проявились в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Особенно ярко передано это свободолюбивое начало народной жизни в излюбленных Гоголем описаниях танца гопак, образно передающих удаль и могучий, как вихрь, дух запорожской вольности. В танце, как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа. И не случайно герои его повестей в минуту душевного […]

Маленький принц характеристика образа Лиса

Образ Лиса. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром […]

Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1. Особенности замысла и жанра. 2. Сатирическое звучание лирических отступлений. 3. Размышления о двух разновидностях писателей. 4. Образ Руси: «чудная, незнакомая земле даль» и «птица тройка». По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет «Мертвых душ» был подсказан ему А. С. Пушкиным. Уже изначально это произведение задумывалось как роман-путешествие, что позволяло охватить творческим взглядом широкий круг характеров, с которыми главный герой встречается в пути. Работая над первым томом «Мертвых душ», Гоголь […]

Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

1. Роль исторического лица в художественном пространстве. 2. Контрастная картина жизни города и человека. 3. Монументальность и величественность кумира. Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка. В. О. Ключевский Исторические события и различные великие личности не раз представали на страницах произведений А. С. Пушкина. И каждого из них писатель помещал в особое художественное полотно, показывая тем самым оттенки людей неоднозначных, но в то же время играющих […]

Тема дворянских гнезд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки»

Тема разоряющихся дворянских гнезд на рубеже XIX-XX веков была одной из самых популярных. (Вспомните, например, пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад».) Для Бунина она очень близка, ведь его семья была среди тех, чьи «гнезда» были разорены. Еще в 1891 году он задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии»». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком? Возможно, горечь о […]

Анализ повести «Гранатовый браслет» Куприна А. И

Рассказ был опубликован в 1911 г. в альманахе «Земля» и вызвал заинтересованные отклики критиков (М. Горький, А. Горнфельд и др.). Сам Куприн назвал это произведение своей «самой целомудренной вещью» о любви. В экспозиции рассказа запечатлелась объемная перспектива природной жизни. Картины причерноморского ландшафта предстают здесь в разноплановых психологических оттенках, сопряженных как с тревожным ощущением властной, иррациональной морской стихии («отвратительные погоды», «свирепый ураган», «густой туман», «огромная сирена на маяке ревела днем и […]

А. А. Ахматова в воспоминаниях современников

А. Г. Найман: «Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы, ненамеренное занашивание платья до дыр. Неподдельное — «три месяца уже не дают визу в Париж». Неблагополучие как норма жизни. И сиюминутный счастливый поворот какого-то дела, как вспышка, лишь освещал несчастную общую картину. «Выгодный» перевод, который ей предлагали, означал недели или […]

Роль Ольги Ильинской в судьбе Ильи Обломова (По роману А. А. Гончарова «Обломов)

1. Образ Ольги Ильинской. 2. Попытки изменить Обломова. 3. Разочарование Ольги. 4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской. Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской. Ольгу, безусловно, можно […]

Роль случая в «Повестях Белкина»

1. Влияние природных явлений на судьбы людей. 2. Последствия случайных событий. 3. Роль случая в развитии действия. Нечаянный случай всех нас изумил. А. С. Пушкин Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем […]

Анализ повести «Деревня» Бунана И. А

Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире — в русском реализме XIX — XX вв., иными словами, то новое, что внес писатель в литературу, глубоко раскрывается в произведениях 1910-х гг., в которых его занимали, по словам самого Бунина, «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». И это не было преувеличением. В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек» (1911), «Хорошая жизнь» (1911), «Ночной разговор» […]

Основные проблемно-тематические направления ранней лирики А. С. Пушкина (элегии)

Разговор о лирике А. С. Пушкина следует начать с первой половины 20-х годов XIX столетия, так как именно этот период оказался для него весьма плодотворным, в том числе и в области лирики. Этот период можно назвать временем полного освобождения поэта от какого бы то ни было ученичества, временем становления его оригинальности. Ссылка на юг явилась для Пушкина бедой, обидой и болью — и вместе с тем его духовным торжеством, радостью […]

Комплексный анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»

Непогребенных всех, я хоронила их, Я всех оплакала, а кто меня оплачет? А. Ахматова Поэма «Реквием» (вместе с «Поэмой без героя») стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам Родины, родной земли, отчего дома. Стихотворение «Мне голос был…» (1917) выражает творческую позицию поэта в «годину горя», а «Лотова жена» (1922-1924) с помощью библейских образов рассказывает […]

Анализ финальной главы поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом. Дыхание «Двенадцати» как бы вбирает в себя весь мир, и из кажущейся хаотичности складывается живая картина эпохи. Первая строка главы настораживает: «. .Вдаль идут державным шагом…» По поэме нам известно, из кого […]

«Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать» П. де Бомарше (По произведениям Н. В. Гоголя)

1. Разноликий внутренний мир Гоголя. 2. Двойственность гоголевского творчества. 3. Юмор писателя. Н. В. Гоголь одна из таинственных фигур в русской литературе. Вся его жизнь без каких-либо серьезных трудностей и гонений воспринимается через призму его пронзительных душевных переживаний. Смерть же вообще окутана просто мистической тайной, начиная с того, что свое завещание писатель опубликовал за шесть лет до своей кончины и заканчивая вот уже столетие не смолкающими слухами о том, что […]

Проблематика романа «Горячий снег»

В годы Великой Отечественной войны писатель служил артиллеристом, прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне, «Горячий снег» занимает особое место, в ней автор по-новому решает нравственные вопросы, поставленные еще в его первых повестях — «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Эти три книги о войне — целостный и эволюционирующий мир, достигший в «Горячем снеге» наибольшей полноты и образной силы. События романа разворачиваются под Сталинградом, […]