Category: Литература

“Быть знаменитым некрасиво…”. (Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака)

1. Поэзия Пастернака – красота, “валяющаяся под ногами”. 2. Отношение поэта к позиции советской власти в области культуры. 3. Истинность и Красота в искусстве. 4. Жизнь и Искусство. Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Для Пастернака поэзия – высота, валяющаяся под ногами. Поэт сам настаивал на таком […]

Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания. Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди живут в нищете, а мерзавцы […]

Корабль дураков характеристика образа Дураков

Дураки – сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Персонажи Бранта лишены индивидуальности (имен, биографий, характеров), так как образ создается исключительно тем, что наделяется всепоглощающей страстью. Герой не выступает в повествовании в одиночестве, а всегда в сообществе ему подобных. Галерея образов дураков многолика. […]

Отношения народа и государства в романе “Петр Первый”

Проблема взаимоотношений народа и государства – это вечная проблема России Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель – всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение […]

Как думают и говорят “дети солнца” (по пьесе М. Горького “Дети солнца”)

Сравнивая работу писателя над рома­ном и пьесой, Горький отмечал, что, “со­чиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Дра­матург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…”. И в самом деле, в любом художествен­ном произведении (кроме драматургичес­кого) можно встретить портретное описа­ние героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения ав­тора на ту или иную тему. В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. […]

“Хорошее отношение к лошадям” Маяковского В. В

Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, Льдом обута, Улица скользила. Лошадь на круп Грохнулась, И сразу За зевакой зевака, Штаны пришедшие Кузнецким Клешить, Сгрудились, Смех зазвенел и зазвякал: – Лошадь упала! – Упала лошадь! – Смеялся Кузнецкий. Лишь один я Голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел И вижу Глаза лошадиные… Улица опрокинулась, Течет по-своему… Подошел и вижу – За каплищей каплища По морде […]

Дворянство в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Основными темами пьесы А. П. Че­хова “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются гибель “дво­рянского гнезда”, победа предпри­имчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофи­мова и Ани. Прощание новой, моло­дой России с прошлым, с отживаю­щим, устремленность к завтрашнему дню – в этом заключается содержа­ние “Вишневого сада”. Россия прошлого, отживающего пред­ставлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад […]

“Социальная эпоха” в русской литературе 1850-1860-х годов

Писатели-разночинцы. Н. Г. Чернышевский. Кто же стал прямым наследником идей натуральной школы в отечественной словесности? Если не считать великого сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина (ему будет посвящен следующий раздел), то прежде всего те писатели-разночинцы, кого принято именовать “революционными демократами”. Они в большинстве своем интересовались не столько “художествами”, сколько реальным ходом реальной жизни. Многие из них по духу своему были политическими борцами, хотели переменить российскую действительность эволюционным или революционным путем. […]

Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

1. Детство и юность Цветаевой. 2. Жизнь поэтессы в первые послереволюционные годы. 3. Эмиграция. 4. Возвращение на Родину. М. И. Цветаеву по праву можно назвать величайшей русской поэтессой. Ее творения не могут оставить равнодушным, каждый находит в них то, что близко его душе. Судьба Цветаевой была нелегкой. Ей довелось жить и творить в эпоху страшных социальных катаклизмов. Это не могло не наложить отпечатка на ее творчество. Цветаева родилась в Москве […]

“Одно горе делает сердце человеку” (По прозе А. П. Платонова)

После публикации в 1986- 88 годах повестей “Ювенильное море”, “Котлован” и романа “Чевенгур” по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. […]

Почему так много юмора в поэме “Василий Теркин”?

Мир выжил, потому что смеялся. Ж,-Б. Мольер “Василий Теркин” – поэма о Великой Отечественной войне, ее герой – простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани жизни и смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Об этом полушутливо-полусерьезно автор рассуждает в первой главе поэмы “От автора”: первостепенным для человека на войне становятся свежая вода, добрая горячая пища, […]

Анализ рассказа “Голубое и зеленое” Казакова Ю. П

“Голубое н зеленое” Ю. П. Казаков в рассказе “Голубое и зеленое” выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся “на дне глубокого двора”. “Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые”, – пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. Романтический облик героини передают лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая […]

История создания и анализ повести “Котлован” Платонова А. П

Тема произведения – строительство социализма в городе и деревне. Строительство социализма в городе заключается в возведении нового здания, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. Строительство социализма в деревне состоит в создании колхоза (имени Генеральной линии) и уничтожении кулаков. Реализацией этого единого проекта и заняты герои повести. Тридцатилетнего рабочего Вощева, продолжающего платоновскую вереницу искателей смысла жизни, увольняют с завода “вследствие роста… задумчивости среди общего темпа труда”, и он попадает […]

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

Татьяна – это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен. Уже в первых описаниях Татьяны замечаешь ее близость к русской природе и России вообще. В эпитетах “дика, печальна, молчалива” угадывается еще один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий ее с природой, – луна: […]

Надуманный мир (А. Платонов, “Котлован”)

Исследователей “поражает близость” Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество “равной затраты физических сил”, в котором неравенство людей преодолевается через “возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят дороги; в 23-26 – дома; в 46-50 – все учат или лечат и т. д.)”. По сути дела, многие критики того времени сходятся в том, что считают писателя приверженцем социальной идеи, но одни видят в этом мировоззренческую силу художника, […]