Рубрика: Литература

Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Пушкина А. С

Принято считать, что «Дубровский» это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано, в первую очередь, с образом Троекурова. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах (отношение к крестьянам, дворовым, сцена с медведем, тяжба с Андреем Дубровским). В образе Верейского, аристократа-англомана, обличается […]

Анализ рассказа «Легкое дыхание» Бунина И. А

«Легкое дыхание» (1916). Рассказ необычен по форме: он состоит из отдельных фрагментов. Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская». Однако это не просто повествование о легкомысленной гимназистке Оле Мещерской. Это рассказ о «легком […]

Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» остается одной из самых любимых и зНаемых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее созвучием нашей современности. Созвучием в самом коренном и главном — в нравственной атмосфере книги, в том общем отношении поэта к миру и к человеку, которое явно или скрыто живет в каждой ее строке. На страницах «Книги про бойца» царит дух искренности и свободы. Эта внутренняя творческая свобода художника сказывается здесь […]

Миф о пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к […]

Поэзия Анны Ахматовой

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали писать, создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для Ахматовой стала Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова […]

«Россия» Блока А. А

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… Ну что ж? Одной заботой боле […]

Семья Кирсановых в романе «Отцы и дети» Тургенева И. С

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы — герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем «Аси» и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из «Дворянского гнезда» и Берсеневым из «Накануне». Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об […]

Противопоставление — художественный принцип романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Противопоставление столичного и сельского образа жизни. 2. Онегин и Ленский. 3. Противопоставление Татьяны и Ольги. 4. Татьяна — неопытная деревенской барышня и светская дама. Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни — городского и сельского, столичного шума и тихого уединения. Вот как жил отец […]

Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть писателя. Все, что именовалось строительством социализма, вос­принималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам вос­питания нового человека. Для него […]

Начало литературной деятельности Булгакова М. А

В 1918 году М. Булгаков возвратился в родной Киев. По его словам, с революцией «внезапно и грозно наступила история». Он пытался заняться частной врачебной практикой и одновременно пробовал себя в качестве писателя. Однако возможности спокойно писать не было. Позднее Булгаков вспоминал, что в Киеве той поры насчитал четырнадцать политических переворотов, десять из которых лично пережил. В 1936 году в анкете он напишет: «В 1919 году, проживая в городе Киеве, последовательно […]

Классические традиции в творчестве А. Ахматовой

Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным «серебряным веком» — вслед за «золотым», пушкинским. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характернейших черт последнего — стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и […]

Анализ романа «В круге первом» Солженицына А. И

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. Роман «В круге первом» имеет несколько редакций. Его творческая история связана не столько с авторской эволюцией и изменением замысла, сколько с обстоятельствами внелитературного плана. Первая редакция романа «В круге первом» (1955-1958) была создана в литературном подполье. Лишь в начале 60-х гг. (двенадцать лет до этого занимаясь писательством) Солженицын делает первые попытки заявить о себе, что-то опубликовать. Эти попытки увенчались успехом: в ноябре 1962 г. «Новый мир» печатает […]

Властелин колец характеристика образа Хоббитов

Хоббиты (слово «хоббит», по версии самого Толкина, сокращенная форма слова Holbytlan, то есть Hole-dwellers — жители нор; по другим версиям, в нем соединяется слово rabbit (кролик) со среднеанглийским словом hob, которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции) — народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы). Изначальные свойства и привычки X. напоминают не только о […]

Образ дороги в произведениях русской литературы XIX века («Метель», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова)

1. Значение образа дороги в литературе. 2. Дорога в произведениях А. С. Пушкин. 3. Дорога в произведениях М. Ю. Лермонтова.. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания — это […]

Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых — донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Позиция ни одного из современных писателю ученых не […]

В чем смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»?

В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя главного героя, изображает современную эпоху, ее содержание, ее нравы и ценности. Идея романа в том, что Печорин со всеми своими талантами (знанием жизни, энергией, волей, умом, наблюдательностью и т. д.) остается «лишним человеком», […]

Кармен характеристика образа Кармен

Кармен — испанская цыганка Карменсита. Рассказчик, историк-француз, встречает ее в 1830 г. в Андалусии, а позднее узнает ее историю от ее любовника, ожидающего казни разбойника по прозвищу Хосе Наварро. Хосе, служивший унтер-офицером в Севилье, встретил К., когда она работала там на табачной фабрике. Вынужденный арестовать ее за драку с другой работницей, он отпускает ее, поддавшись внезапно вспыхнувшей страсти; К. становится его любовницей. Приревновав ее к офицеру своего полка, он убивает […]

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница»

Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, […]

Москва в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого

Издавна русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие идеи сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Искусство запечатлело историю, воспев ее в произведениях Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского. «Отечество и дом мой в Москве», — говорил Грибоедов. Александр Сергеевич Грибоедов […]

Последний период творчества Заболоцкого Н. А

В 1950-е годы в творчестве Заболоцкого появляются жанры стихотворного рассказа и портрета («Неудачник», «В кино», «Генеральская дача», «Железная старуха»), Особую роль начинают играть стихотворения с нравственно-эстетической проблематикой. Философская проблема сущности красоты исследуется в стихотворении «Некрасивая девочка» (1955). Реалистичные, даже нарочито сниженные детали внешнего облика девочки в начале стихотворения являются своеобразным портретом: Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки […]

Человек в футляре характеристика образа Буркина

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ (Рассказ, 1898) Буркин- учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов — «Крыжовник» и «О любви». «…Небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Вместе с ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и в минуты отдыха делятся друг с другом разными «поучительными» житейскими история-ми. В «Человеке в футляре» Б. выступает в качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого языка Белико-ве. Характеристики, которые […]

Война и мир характеристика образа Курагиной Элены

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Курагина Элен — дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества […]

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи. В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру Горький позже вложит в уста […]

«Третья волна» литературной эмиграции. Творчество С. Д. Довлатова

Зона, заповедник. Все время какие-то установленные границы. Тем не менее ситуация за чертой зоны мало чем отличается от ситуации внутри ее. Нет, эти произведения Довлатова не перечень лагерных кошмаров. Это не список преступлений против человечества и какого-то его отдельного поколения. Это жизнь рядового ВОХРы и просто писателя Сергея Донатовича Довлатова. Он родился в 1941 году в Уфе, в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда театральных работников. С 1944 жил […]

Образ Кутузова в романе «Война и Мир»

Эпопея «Война и мир» — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа — разгром народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона. На фоне исторических событий дана хроника жизни трех дворянских семей — Ростовых, Болконских и Безуховых. Но наряду с вымышленными героями изображены подлинные исторические лица — Кутузов, […]

Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н. А

Итак, в основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В 1860- 1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск, как раз на это время пришлась деятельность замечательных русских фольклористов А. Н. Афанасьева, Е. В. Барсова, Ф. И. Буслаева, П. Н. Рыбникова, В. И. Даля, которые собирали и выпускали сборники народных песен, причитаний, пословиц, загадок. Некрасов активно использовал эти материалы в […]

Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин», пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Язык этого романа (в широком смысле, не только лингвистическом) очень труден для современного читателя. Не понимали этот язык и современники поэта. Однако они верно уловили, что художественный нерв «Евгения Онегина», средоточие творческих задач, поставленных Пушкиным, связаны с формой повествования или формой авторского присутствия в тексте. […]

Пиковая Дама характеристика образа Томский Павел Александрович

ПИКОВАЯ ДАМА (Повесть, 1833; опубл. 1834) Томский Павел Александрович — молодой князь, внук старой графини; поначалу кажется второстепенной фигурой, кем-то вроде игрока Нарумова (который «посредничает» между главным героем, Германном, и миром карточных игроков). Сюжетная роль Т. действительно ничтожна и сугубо служеб-на. Он появляется в первой главе — только для того, чтобы рассказать картежному сообществу историю о трех картах, тайну которых открыл его бабке Сен-Жермен и которую та, отыгравшись, лишь однажды […]

Война и мир характеристика образа Ростовой

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Ростова — графиня, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». При создании образа графини Р. Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по отцу П. Н. Толстой и тещи Л. А. Берс. Р. привыкла жить в роскоши, в […]

В круге первом характеристика образа Сологдина Дмитрия Александровича

Сологдин Дмитрий Александрович — прототипом послужил Дмитрий Михайлович Панин, автор книги «Лубянка-Экибастуз: лагерные записки» (М., 1990). С. 37 лет, женат, имеет сына, которого никогда не видел, так как тот родился, когда С. сидел в тюрьме. Из старинной дворянской семьи, пострадавшей при революции. Юный С. отнесся к революции двояко: с одной стороны, ненавидел ее как бунт черни, с другой, в ее «беспощадной прямолинейности и неустающей энергии» чувствовал себе родное. С восемнадцати […]