Рубрика: Литература

Человек в футляре характеристика образа Буркина

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ (Рассказ, 1898) Буркин- учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов — «Крыжовник» и «О любви». «…Небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Вместе с ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и в минуты отдыха делятся друг с другом разными «поучительными» житейскими история-ми. В «Человеке в футляре» Б. выступает в качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого языка Белико-ве. Характеристики, которые […]

Война и мир характеристика образа Курагиной Элены

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Курагина Элен — дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества […]

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи. В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру Горький позже вложит в уста […]

«Третья волна» литературной эмиграции. Творчество С. Д. Довлатова

Зона, заповедник. Все время какие-то установленные границы. Тем не менее ситуация за чертой зоны мало чем отличается от ситуации внутри ее. Нет, эти произведения Довлатова не перечень лагерных кошмаров. Это не список преступлений против человечества и какого-то его отдельного поколения. Это жизнь рядового ВОХРы и просто писателя Сергея Донатовича Довлатова. Он родился в 1941 году в Уфе, в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда театральных работников. С 1944 жил […]

Образ Кутузова в романе «Война и Мир»

Эпопея «Война и мир» — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа — разгром народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона. На фоне исторических событий дана хроника жизни трех дворянских семей — Ростовых, Болконских и Безуховых. Но наряду с вымышленными героями изображены подлинные исторические лица — Кутузов, […]

Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н. А

Итак, в основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В 1860- 1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск, как раз на это время пришлась деятельность замечательных русских фольклористов А. Н. Афанасьева, Е. В. Барсова, Ф. И. Буслаева, П. Н. Рыбникова, В. И. Даля, которые собирали и выпускали сборники народных песен, причитаний, пословиц, загадок. Некрасов активно использовал эти материалы в […]

Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин», пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Язык этого романа (в широком смысле, не только лингвистическом) очень труден для современного читателя. Не понимали этот язык и современники поэта. Однако они верно уловили, что художественный нерв «Евгения Онегина», средоточие творческих задач, поставленных Пушкиным, связаны с формой повествования или формой авторского присутствия в тексте. […]

Пиковая Дама характеристика образа Томский Павел Александрович

ПИКОВАЯ ДАМА (Повесть, 1833; опубл. 1834) Томский Павел Александрович — молодой князь, внук старой графини; поначалу кажется второстепенной фигурой, кем-то вроде игрока Нарумова (который «посредничает» между главным героем, Германном, и миром карточных игроков). Сюжетная роль Т. действительно ничтожна и сугубо служеб-на. Он появляется в первой главе — только для того, чтобы рассказать картежному сообществу историю о трех картах, тайну которых открыл его бабке Сен-Жермен и которую та, отыгравшись, лишь однажды […]

Война и мир характеристика образа Ростовой

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Ростова — графиня, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». При создании образа графини Р. Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по отцу П. Н. Толстой и тещи Л. А. Берс. Р. привыкла жить в роскоши, в […]

В круге первом характеристика образа Сологдина Дмитрия Александровича

Сологдин Дмитрий Александрович — прототипом послужил Дмитрий Михайлович Панин, автор книги «Лубянка-Экибастуз: лагерные записки» (М., 1990). С. 37 лет, женат, имеет сына, которого никогда не видел, так как тот родился, когда С. сидел в тюрьме. Из старинной дворянской семьи, пострадавшей при революции. Юный С. отнесся к революции двояко: с одной стороны, ненавидел ее как бунт черни, с другой, в ее «беспощадной прямолинейности и неустающей энергии» чувствовал себе родное. С восемнадцати […]

Кролик, беги характеристика образа Ангстрома Гэрри

Ангстром Гэрри, все свои двадцать шесть лег проживший в городке Бруэр, штат Филадельфия, — человек средний, без единой примечательной черты, кроме разве высокого роста; у него есть нелюбимая жена, ребенок (ожидается второй), изначально безразличная работа в супермаркете. Есть, правда, еще воспоминание о прошлом великолепии: он был когда-то звездой школьной баскетбольной команды и познал, пусть летуче, то, что его старый тренер называет «святостью совершенства»: чудное всесилие наедине с мячом и баскетбольной […]

Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»

На тему любви и свободы люди рассуждали издавна, потому что каждый любит, хотя по-своему. Иногда, тсогда сталкиваются независимые люди, свобода оказывается превыше всего. Так и получилось в рассказе Максима Горького «Макар Чудра». Герои этого произведения: вольный и независимый Лойко Зобар и прекрасная и гордая цыганская дочь Рада — встречаются в таборе. Зобар привык к тому, что может достать все, что пожелает, и завладеть любой девушкой, но не так проста Рада. […]

Мастер и Маргарита характеристика образа Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри, — «нищий из Эн-Сарида», бродячий философ, человек лет двадцати семи, сын неизвестных родителей. Образ героя полемически соотнесен с образом евангельского Иисуса: в системе булгаковского романа И. и Иисус соотносятся как бесспорная истина и ее искаженный образ; в этом смысле вопрос о реальном существовании Иисуса, звучащий в начале романа, предполагает неоднозначный ответ. И. предстает как персонаж рассказа Воланда, сна Ивана Бездомного и романа Мастера. Арестованному И. инкриминируется призыв к […]

Образ Манилова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Галерея помещиков в поэме «Мертвые души» открывается образом Манилова. Это первый персонаж, к кому Чичиков обращается с просьбой о мертвых душах. Чем же определяется «первенство» Манилова? Известно высказывание Гоголя, что герои у него следуют один пошлее другого. Получается, что Манилов в поэме представляет собой первую, самую меньшую, степень нравственной деградации. Однако современные исследователи истолковывают очередность появления помещиков в «Мертвых душах» в ином смысле, ставя в соответствие первый том поэмы Гоголя […]

Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

1. История произведения. 2. Рассказ Ивана Васильевича. 3. Двуличие полковника. 4. Случай меняет жизнь Ивана Васильевича. В основе известного рассказа Льва Николаевича Толстого лежат реальные события, произошедшие с братом писателя, Сергеем Николаевичем. Он полюбил дочь казанского воинского начальника Л. П. Корейша, но жестокое наказание, свидетелем которого он стал, изменило его отношение к отцу невесты, руководящему этой расправой, и к самой невесте. Сергей Николаевич расстался с девушкой. Видимо, рассказ брата произвел […]

Неудачные дети (В. Распутин, «Последний срок»)

Суть повести Валентина Распутина «Последний срок» проста. Слетевшись с разных концов России по телеграмме Михаила, дети умирающей старухи Анны нечаянно даруют ей последний срок: радость матери, обнаружившей у своей постели столь далеких от нее и по-прежнему дорогих ее сердцу детей, так сильна, что она никак не может умереть. И стесняется этого, будто она отрывает их от важных дел. С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает […]

Изображение русского крестьянина в произведениях И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н. А. Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Еремушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо». Тема — изображение русского […]

Приемы комического и их роль в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году, — яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать […]

Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

1. Художественные средства изображения героев. 2. Героя из народа и царское приближение. 3. Значение образа царя Ивана Васильевича. Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы: Ох ты той еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, […]

Нравственные проблемы общества в современной литературе (По рассказам В. М. Шукшина)

Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), известного писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Писатель сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир эпохи застоя. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в котором лучшее вынуждено бороться за свое существование в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, […]

Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся’», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и […]

Художественный мир Жуковского В. А

Начало пути. Все друзья Жуковского отмечали мягкость его характера при очень твердых жизненных правилах, доброжелательность, спокойствие. Ничего болезненного, нервного, надломленного. Ни в облике, ни в поведении. Между тем будущий поэт еще в детстве мог затаить обиду на судьбу. Матерью его была пленная турчанка Сальха, в крещении Елизавета Дементьевна Турчанинова. Отцом — Афанасий Иванович Бунин, помещик села Мишенского Тульской губернии. Такой брак по тогдашним правилам не мог считаться законным. Соответственно и […]

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки. Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с МЬсквой. Именно в московский период […]

«Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского

1. Тема мещанства в русской литературе. 2. Мещанство в лирике Маяковского. 3. Любовь и мещанство у Маяковского. 4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни. Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та «тина мелочей», которая захлестывает человека, часто без его воли, и заставляет жить по ее законам. Мещанство убивает духовность человека, затягивает своей […]

Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Ломоносова М. В

Царей и царств земных ограда, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Великое светило миру, Блистая с вечной высоты, На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, — Но краше в свете не находит […]

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Наташа Ростова — нравственный идеал Толстого. 2. Детство Наташи. 3. Испытания, выпавшие на долю главной героини. 4. Ростова — мать большого семейства. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» создал целую галерею женских образов. Среди них особый читательский интерес вызывает Наташа Ростова, В ее образе автор воплотил свой собственный идеал женщины. Образ героини показан в развитии. На протяжении всего повествования Наташа взрослеет, из легкомысленной девочки превращается в почтенную […]

Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать». Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: «Сегодня — я гений». «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали […]

Образ Обломова как тип «лишнего человека» в русской литера туре XIX века

В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А. С. Пушнина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип — образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением. Этот образ изменялся по мере развития общества, приобретая […]

Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, — жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было […]

Анализ повести «Пожар» Распутина В. Г

Своеобразным продолжением «Прощания с Матерой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя — остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, […]

«Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых»

1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю. Без творчества этого писателя наше знакомство с […]

Михаэль Кольхас характеристика образа Кольхаса Михаэля

Кольхас Михаэль — фигура, упоминающаяся в немецких хрониках, правдоискатель из народа, которого Б. Пастернак, переводивший новеллу, назвал «своего рода немецким Пугачевым». К., барышник, пострадавший от произвола юнкера Венцеля фон Тронки, воспринял нанесенные ему ущерб и оскорбление прежде всего как несправедливость, как нарушение природного порядка вещей. Считая, что именно этим порядком определяется порядок общественный, К. настойчиво пытается найти защиту у властей и наказать своего обидчика. Но неудача, которую он терпит в […]

Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — основа конфликта романа. Среди героев романа наиболее активными представителями […]

Детство и юность. Блока А. А

Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Отец, Александр Львович Блок, — юрист, профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна (урожденная Бекетова), — детская писательница и переводчица. Родители разошлись сразу после рождения сына. Детские и юношеские годы поэта прошли в подмосковном имении Шахматове и в петербургском доме деда — известного ученого-богани-ка, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова. В «бекетовском доме» господствовали идеалы свободолюбия, научные и литературные интересы. Почти все […]

Какие-то свиные рыла вместа лиц, а больше ничего» (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Если смеяться, так уж лучше Смеяться сильно и над тем, что Действительно достойно осмеяния Всеобщего. Н. В. Гоголь Сюжет гоголевской комедии » Ревизор «, повествующей о том, как некий молодой человек, промотав все деньги и потому застряв в захолустном провинциальном городишке, был ошибочно принят местными властями за важного столичного чиновника, чем и не преминул воспользоваться, основательно обобрав «отцов города», больше всего напоминает анекдот или фарс. История эта казалась бы просто […]

Тема греха, возмездия и покаяния(по пьесе Островского А. Н «Гроза»)

В основе пьесы «Гроза» Островского — самой известной и значительной в творчестве драматурга — конфликт Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины. Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, словно птичка […]

Анализ рассказа «Предстояла кража» Андреева Л. Н

Рассказ «Предстояла кража» (1902) является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка… Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: черный и белый. Черные предметы резко выделяются на белом фоне, и наоборот. Это противопоставление отражает борьбу света и мрака в душе главного героя. Герой […]

Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина «большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью»?

Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние вопросы? Реальная жизнь всегда разнообразнее и сложнее любых представлений о ней. Но ведь столь же верно и то, что каждое вновь приходящее поколение читает классику и находит близкое себе и своему времени, а порой и просто поражается ее современности. Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так […]

Любовь, смерть и подвиг в ранних романтических произведениях М. Горького

Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода. А. Сталь В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и отвергаются им. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, ибо люди не принимают его, […]

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. В

1. «Мертвые душа» как реалистическое произведение А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: 1. Историзм Гоголь писал о своей современности — приблизительно конец 20-х — начало 30-х гг., в период кризиса крепостничества в России. 2. Типические характеры в типических обстоятельствах Основными тенденциями в изображении помещиков и чиновников является сатирическое описание, […]

Женские образы в произведениях писателей-мужчин рубежа XIX и XX веков

1. Женщина в пословицах, в народных песнях. 2. Протестующие героини А. Н. Островского. 3. Сильная верой Соня Мармеладова Ф. М. Достоевского. 4. Женщины-патриотки Ги де Мопассана. 5. Женский идеал Льва Толстого, Генрика Ибсена. 6. Любовь собственника. Соме Форсайт, Клод Фроло. «Женщина — загадка природы», «О женщина, тебе имя вероломство!», «Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!»…Эти и другие высказывания о женщине бытовали и бытуют до сих пор. Кто же это […]

Сюжет и композиция, герои, проблематика повести «Выстрел» А. С. Пушкина

Повесть «Выстрел», написанная Пушкиным последней, стоит во главе «Повестей Белкина». Попробуем рассмотреть сюжет-но-композиционные особенности произведения. Повествование ведется от лица основного рассказчика — подполковника И. Л. П. Кроме него, в повести присутствуют еще два рассказчика — Сильвио и граф. Все три рассказчика являются одновременно и действующими лицами повествования. Однако И. Л. П. появляется с героями попеременно — сначала следует рассказ о Сильвио, потом — о графе. Поскольку в повести присутствуют три […]

Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» воспроизводит картину русского общества конца 1810-х — второй половины 1820-х годов. Это было время подъема национального самосознания, усиления недовольства передовой интеллигенцией самодержавным строем. «Евгений Онегин» — роман об умственной жизни и исканиях дворянской интеллигенции перед восстанием декабристов. В романе в стихах Пушкин не создает «призрака самого себя», не повторяет себя в серии своих героев, а разворачивает широкую картину современной ему жизни, показывает […]

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»: человеческие типы, представленные образами помещиков

1. Предыстория замысла поэмы «Мертвые души». 2. Образ бесхозяйственного мечтателя Манилова. 3. «Дубинноголовая» Коробочка. 4. Прожигатель жизни Ноздрев. 5. «Чертов кулак» Собакевич». 6. Плюшкин — «прореха на человечестве». По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет «Мертвых душ» ему предложил А. С. Пушкин. Изначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как грандиозное произведение в трех томах, в котором была бы представлена панорама русской жизни, выведены типичные характеры. Однако второй том автор сжег, сохранилось […]

На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?

Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор звучит свежо и своеобразно. Это классик нашей поэзии. Недаром Л. Н. Толстой, много лет друживший с Фетом, удивлялся его поэтической дерзости, свойственной только великим поэтам. Действительно, Фет умел смотреть на мир, как будто видя все впервые. Он ощущал любое мимолетное чувство, обыденное переживание во всей его неподражаемой красоте. В стихотворении «Я жду… Соловьиное эхо…» поэт […]

Война и мир характеристика образа Каратаева Платона

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Каратаев Платон — солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. В первой редакции романа этого персонажа не было. Его появление обусловлено, видимо, развитием и окончательным оформлением образа Пьера и философской концепции романа. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от К. Он привлекает всех к […]

Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?

Характер раннего творчества В. В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях., напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с по-этами-футуристами Д. Бурдюком, В. Хлебниковым, А. Крученых. Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы. Поэтому уже в первых стихотворениях Владимира Маяковского преобладает социальный критицизм, сочетающийся с исповедальностью и эмоциональной энергией стиха, живописной образностью — яркой, экспрессивной, необычней. Его […]

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести «Собачье сердце» Булгакова М. А.)

«Собачье сердце» — сатирическая повесть, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной ему России. В соответствии с общественной ситуацией 20-х годов XX века в произведении действуют представители интеллигенции (профессор Преображенский, доктор Борменталь), советские чиновники-функционеры (Швондер и его «соратники» по домкому) и люмпен-пролетарии (Шариков и его генетический предок Клим Чугункин). Основная идейная борьба в повести идет между этими героями, а в реальной жизни, по мнению автора, — между этими противостоящими […]

Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского

Творчество В. В. Маяковского во многом определило дальнейшую судьбу русской поэзии XX века. Но надо ли поэту — избраннику судьбы — быть еще и гражданином? Об этом не могли не задумываться крупнейшие поэты России. Они искали истину, хотели понять, в чем их долг перед совестью, перед народом. Еще Пушкин писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я […]

Повести Белкина характеристика образа Белкин Иван Петрович

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА (1830; опубл. 1831) Белкин Иван Петрович — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина, рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815-1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший «девической стыдливостью»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Б. — именно персонаж; […]