Рубрика: Литература

Женские образы в произведениях писателей-мужчин рубежа XIX и XX веков

1. Женщина в пословицах, в народных песнях. 2. Протестующие героини А. Н. Островского. 3. Сильная верой Соня Мармеладова Ф. М. Достоевского. 4. Женщины-патриотки Ги де Мопассана. 5. Женский идеал Льва Толстого, Генрика Ибсена. 6. Любовь собственника. Соме Форсайт, Клод Фроло. «Женщина — загадка природы», «О женщина, тебе имя вероломство!», «Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!»…Эти и другие высказывания о женщине бытовали и бытуют до сих пор. Кто же это […]

Сюжет и композиция, герои, проблематика повести «Выстрел» А. С. Пушкина

Повесть «Выстрел», написанная Пушкиным последней, стоит во главе «Повестей Белкина». Попробуем рассмотреть сюжет-но-композиционные особенности произведения. Повествование ведется от лица основного рассказчика — подполковника И. Л. П. Кроме него, в повести присутствуют еще два рассказчика — Сильвио и граф. Все три рассказчика являются одновременно и действующими лицами повествования. Однако И. Л. П. появляется с героями попеременно — сначала следует рассказ о Сильвио, потом — о графе. Поскольку в повести присутствуют три […]

Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» воспроизводит картину русского общества конца 1810-х — второй половины 1820-х годов. Это было время подъема национального самосознания, усиления недовольства передовой интеллигенцией самодержавным строем. «Евгений Онегин» — роман об умственной жизни и исканиях дворянской интеллигенции перед восстанием декабристов. В романе в стихах Пушкин не создает «призрака самого себя», не повторяет себя в серии своих героев, а разворачивает широкую картину современной ему жизни, показывает […]

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»: человеческие типы, представленные образами помещиков

1. Предыстория замысла поэмы «Мертвые души». 2. Образ бесхозяйственного мечтателя Манилова. 3. «Дубинноголовая» Коробочка. 4. Прожигатель жизни Ноздрев. 5. «Чертов кулак» Собакевич». 6. Плюшкин — «прореха на человечестве». По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет «Мертвых душ» ему предложил А. С. Пушкин. Изначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как грандиозное произведение в трех томах, в котором была бы представлена панорама русской жизни, выведены типичные характеры. Однако второй том автор сжег, сохранилось […]

На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?

Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор звучит свежо и своеобразно. Это классик нашей поэзии. Недаром Л. Н. Толстой, много лет друживший с Фетом, удивлялся его поэтической дерзости, свойственной только великим поэтам. Действительно, Фет умел смотреть на мир, как будто видя все впервые. Он ощущал любое мимолетное чувство, обыденное переживание во всей его неподражаемой красоте. В стихотворении «Я жду… Соловьиное эхо…» поэт […]

Война и мир характеристика образа Каратаева Платона

ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Каратаев Платон — солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. В первой редакции романа этого персонажа не было. Его появление обусловлено, видимо, развитием и окончательным оформлением образа Пьера и философской концепции романа. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от К. Он привлекает всех к […]

Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?

Характер раннего творчества В. В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях., напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с по-этами-футуристами Д. Бурдюком, В. Хлебниковым, А. Крученых. Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы. Поэтому уже в первых стихотворениях Владимира Маяковского преобладает социальный критицизм, сочетающийся с исповедальностью и эмоциональной энергией стиха, живописной образностью — яркой, экспрессивной, необычней. Его […]

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести «Собачье сердце» Булгакова М. А.)

«Собачье сердце» — сатирическая повесть, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной ему России. В соответствии с общественной ситуацией 20-х годов XX века в произведении действуют представители интеллигенции (профессор Преображенский, доктор Борменталь), советские чиновники-функционеры (Швондер и его «соратники» по домкому) и люмпен-пролетарии (Шариков и его генетический предок Клим Чугункин). Основная идейная борьба в повести идет между этими героями, а в реальной жизни, по мнению автора, — между этими противостоящими […]

Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского

Творчество В. В. Маяковского во многом определило дальнейшую судьбу русской поэзии XX века. Но надо ли поэту — избраннику судьбы — быть еще и гражданином? Об этом не могли не задумываться крупнейшие поэты России. Они искали истину, хотели понять, в чем их долг перед совестью, перед народом. Еще Пушкин писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я […]

Повести Белкина характеристика образа Белкин Иван Петрович

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА (1830; опубл. 1831) Белкин Иван Петрович — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина, рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815-1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший «девической стыдливостью»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Б. — именно персонаж; […]

Жаворонок характеристика образа Жанны д’Арк

Жанна д’Арк стала еще при жизни литературной героиней: «Слово о Жанне д’Арк» Кристины Пизанской появилось в 1429 г. В пьесе и союзникам и противникам Ж. д’А. очевидно, что она живая легенда. Даже граф Варвик, называющий ее «чумазой колдуньей, дурочкой, кретинкой и авантюристкой», понимает, что в ней сосредоточена вся Франция. Он сравнивает ее с «маленьким жаворонком, неподвижно висящим в воздухе, в то время как в него целится стрелок». Невидимая глазу птица, […]

«В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца» В. Г. Белинский (По повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

1. Личность автора, его эстетические взгляды. 2. Новаторства Карамзина. 3. Основной смысл повести «Бедная Лиза». 4. Краткий анализ произведения. 5. Современники о писателе. Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к сфере новых идей, первый в России стал писать новые по своему стилю произведения, в которых […]

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», — эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл «Ревизора», позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Ветреный, ведущий вечно праздную жизнь на чужие, взятые в долг деньги, Хлестаков меньше всех в городе походил на грозного ревизора, хотя, возможно, и обладал внешностью умного […]

Повесть «Собачье сердце» М. А. Булгакова — открытая сатира на новую Россию, которой «сделали операцию»

1. Фантастические мотивы в повести Булгакова «Собачье сердце». 2. Реальная действительность в произведении. 3. Русская интеллигенция и пролетариат. 4. Мрачный юмор Булгакова. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» заставляет нас задуматься о грандиозном событии в России начала XX века — Великой Октябрьской революции. То, как автор описывает современную ему действительность, заслуживает пристального внимания. Повесть Булгакова — это неприкрытая сатира. Однако юмор в произведении не самоцель. Писатель не ставит перед собой […]

«Вези меня по родине, такси…» арест Бродского И. А

Творчество Бродского становилось все более популярным, но в основном по самиздату. В конце концов известность поэта приобрела скандальный характер. В 1963 году в газете «Вечерний Ленинград» был опубликован убийственный для Бродского фельетон «Окололитературный трутень», авторами которого были А. Ионин, Я. Лернер, М. Медведев. Бродский был назван «самоуверенным юнцом», имевшим на счету «десяток-другой стихотворений… Эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно. «Кладбище», «Умру, умру…» — по одним […]

Драматургия Андреева Л. Н

Андреев выступал как драматург с 1905 года, но первые опыты были не совсем удачны. Писатель искал в драме наиболее действенные формы отражения эпохи высокого драматического напряжения. Драматургия Андреева периода русской революции 1905-1907 годов — это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах «К звездам» и «Савва» (обе — 1906 год). В первой автор сопоставил социальную […]

Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать». Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер […]

Мастерство в изображении мира человеческих чувств в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Долгое время классическим, хрестоматийным произведением о коллективизации, где автор проявил большое мастерство в изображении мира человеческих чувств, считался роман М. Шолохова «Поднятая целина». Особую ценность роману придавал и тот факт, что он был написан сразу по горячим следам событий 30-х годов, завершившихся созданием нового колхозного строя. Поэтому на протяжении многих лет, начиная с 30-х годов, критика рассматривала «Поднятую целину» как наиболее правдивое художественное отображение процесса коллективизации, утверждающее победное торжество колхозного […]

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, и только затем — «изнутри», по дневниковым записям. Штабс-капитан Максим Максимыч является сквозным, второстепенным персонажем. Он появляется во всех частях романа, кроме повести «Тамань». Однако только в первой повести […]

Души «Мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя

Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в […]

Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»?

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и […]

После бала характеристика образа Петра Владиславовича

ПОСЛЕ БАЛА (Рассказ, 1911) Петр Владиславович (Полковник Б.) — отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. П. В. — «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Это, однако, не мешает ему грациозно исполнить мазурку в паре со своей дочерью во время бала. П. В. и на службе, и в свете привык все делать «по закону». Следуя правилам бального этикета, перед танцем он не забывает освободиться от шпаги и надеть замшевую перчатку на […]

Анализ лирического произведения М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого»

В Надписи 1 «К статуе Петра Великого» (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре надписи. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Для Ломоносова идеальным монархом является не […]

Декабристкая тема в творчестве H. А. Некрасова

1. Решимость и непоколебимая вера. 2. Самоотверженность хрупкой женщины. 3. Нравственная опора мужчинам. Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня. С. Е. Лец Н. А. Некрасов в своих произведения обращается к самым разным сторонам жизни людей. Каждый из них предстает перед поэтом в своей неповторимой индивидуальности. И в каждом из них автор находит те особенные черты и оттенки, которые позволяют выделять его из многих других непохожих друг […]

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества

1. Образы героя и врага. 2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси. 3. Мотивы борьбы с врагами. Ай он вез-то Соловья да во чисто поле, Ай он срубил ему да буй ну голову. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые […]

С. А. Есенин — «последний певец деревни»

1. Образ родины в творчестве Есенина. 2. Поэтизация русской деревни. 3. Русская деревня как «Русь уходящая». Тема родины, Руси является ведущей темой в поэзии С. А. Есенина. Ее образ встречается даже в любовных стихотворениях. Например, в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари…» свидание влюбленных происходит на фоне незамысловатого пейзажа, типичного для окрестностей русских деревень: Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Любовью […]

Фауст характеристика образа Елены

Елена — перенесенное в трагедию из греческой мифологии идеальное воплощение красоты. Обретение Е. знаменует собой триумф Фауста в его поисках абсолютного идеала. Образы Е. и Париса вызваны Фаустом посредством магии, однако представший ему эстетический идеал открывает новую эпоху в его существовании. Вера в прекрасное, соотносимая с античностью,-вдохновляла и самого Гете, считавшего, что, воспитав в людях чувство красоты, искусство возбудит в них и стремление к свободе. Е. у Гете — олицетворение […]

Обмен характеристика образа Дмитриева Федора Николоваевича (Дед)

Дмитриев Федор Николаевич (Дед) — дед Виктора Дмитриева. «Очень стар — семьдесят девять, — таких стариков осталось в России немного, а юристов, окончивших Петербургский университет, еще меньше, а тех из них, кто занимался в молодости революционными делами, сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой Засулич, и вовсе раз-два, и обчелся». Д. был «маленького роста, усохший, с сизовато-медной дубленой кожей на лице, […]

Путешествие Гулливера характеристика образа Лапутян

Лапутяне — жители Летучего острова (Лапута), на котором оказывается Гулливер в своем третьем путешествии. Вид Л. производит на него странное впечатление. «Мне никогда еще не приходилось видеть смертных, которые бы так поражали своей фигурой, одеждой и наружностью. У всех головы были скошены направо или налево, один глаз смотрел внутрь, а другой прямо вверх к зениту». Слуги Л. держат в руках пузыри с сухим горохом или мелкими камешками и хлопают ими […]

Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)

Когда жизнь человека теряет смысл, Становится ненужной для него или для Других, тогда человеку остается только Умереть. В. В. Боровский Величайший поэт России Пушкин предательски убит, другой, в то время еще малоизвестный, поэт пишет на его смерть стихи. Они звучат ответным выстрелом не только по убийце поэта, но и по тем, кто направил его руку. Так в русской поэзии в эпоху тоски и мрака появился Лермонтов. Это была эпоха безвременья, […]