Рубрика: Литература

Души «мертвые» и «живые» в поэме H. В. Гоголя «Мертвые души»

1. Гоголь — продолжатель традиции сатирической литературы. 2. Два мира в поэме Гоголя «Мертвые души». 3. Противопоставление «мертвых» и «живых» душ в поэме. 4. Особенности художественного стиля автора в изображении душ «мертвых» и «живых». 5. Вера писателя в возрождение Руси. …И вижу, Сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? В. В. Маяковский Этот отрывок из стихотворения В. В. Маяковского, написанного спустя столетие после выхода «Мертвых душ», как нельзя […]

Приключения Шерлока Холмса характеристика образа Шерлока Холмса

Холмс Шерлок (мистер Холмс) — персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл — преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан Дойл. X. называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может […]

Значение финала в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А

Жизнь поэта — только первая часть его биографии; другую и более важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ обо всех героях, которые появлялись на страницах книги. В жизни второстепенных героев произошли вполне понятные изменения: каждый из них занял то место, которое соответствует его талантам и деловым качествам. Веселый конферансье Жорж […]

Отцы и дети характеристика образа Одинцовой Анны Сергеевны

ОТЦЫ И ДЕТИ (Роман, 1862) Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову — даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно по-иному. Однако эта холодная, гордая, целомудренная аристократка нужна «нигилисту» такой, какова она есть. Его тревожит, волнует и […]

Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (сказка «Дикий помещик»)

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы: вспомним сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде», «О золотом петушке». […]

Обломов характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича

ОБЛОМОВ (Роман. 1859) Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то […]

Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Энциклопедия русской жизни»

Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий «Евгений Онегин» — вершина творчества А. С. Пушкина. В своей восьмой статье «Евгений Онегин» В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта […]

Анализ рассказа «День Петра» Толстого А. Н

«День Петра» Рассказ «День Петра» был написан в 1918 году. Это время глобальных общественных перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен писательский интерес к истории, ее славным страницам. Образ Петра в начале рассказа дается в сниженных тонах: кажется, перед нами неотесанный мужик, а не царственная особа. Петр груб, неопрятен, ступает косолапо и тяжело. Весь его образ напоминает медведя. Чулки его пахнут потом. Это свидетельствует о том, что царь живет […]

Модернизм в литературе 20-х годов

Модернистские течения в литературе 20-х годов выражали очень существенные грани мироощущения людей этой эпохи — того мироощущения, которое было в определенной оппозиции к господствующим политическим, социальным, философским установкам. Модернизм создает иную, чем в реализме, концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. Неправомерно видеть в нем лишь формальные приемы — нежизнеподобную поэтику, алогизм образов, «заумь» и т. п. За формой кроется и новое содержание: модернизм предлагает иные […]

Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова — чиновника, скупающего «мертвые души». Жажда выигрыша, удачи заставляет героя-авантюриста быстро менять положение, легко передвигаться по огромным просторам страны, искать знакомств с нужными людьми, добиваться их расположения. При этом оказывается, что с кем-то из встреченных людей он похож, а от других его отделяет […]

Разговор Пилата с Афранием (анализ эпизода из романа М. А; Булгакова «Мастер и Маргарита», глава 25, часть 2)

Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием. Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа […]

Полтава характеристика образа Кочубей

ПОЛТАВА (Поэма, 1828) Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Война-ровскому» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма. Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает […]

Художественное своеобразие романа «Тихий Дон» Шолохова М. А

Создание совершеннейшего романа-эпопеи в XX в., в котором «жизнь изображена в формах самой жизни, панорамы событий и лиц», — это творческий подвиг Шолохова, художника новой эпохи. Переоценить его невозможно. Михаил Шолохов показал целую систему взаимосвязанных героев, которые обрели биографию, развернули в себе яркие и новые жизнеощущения, целый спектр трагических раздумий о родине, о доме, семье именно в эпоху революций. Традиционный «маленький человек», даже такой, как Пантелей Прокофьевич или его тихая […]

Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского

После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барским крестьянам». Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со знаменитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в «Современнике» и «Отечественных записках». Всем было известно о его революционных симпатиях, о близости с Герценом и другими крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского […]

Злободневность комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ре­визор» написана в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков она ставится на сценах различных театров нашей страны и не только. Такой интерес обусловлен тем, что комедия «Ревизор» уже на протяжении всех этих лет ос­тается злободневной. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая… Но не меняются люди, сохраняются прежние поряд­ки, отношения между начальством и подчиненными, поэтому когда мы читаем «Ревизора» се­годня, то узнаем современный […]

Сны героев, их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Трагические события революции и братоубийственной гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за свое счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали ее как национальную трагедию. Такую же’ авторскую позицию занял и М. А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Помимо непосредственного описания происходящего, изображения характеров героев и их мировоззрения большую роль в раскрытии авторской позиции играют сны […]

Краткая хроника жизни и творчества Толстого А. Н

1882 г., 29 декабря (10 января 1883 г. н. ст.). Родился в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика, графа Николая Александровича и Александры Леонтьевны (урожденной Тургеневой) Толстых. 1901 г. После окончания реального училища поступил на механическое отделение в Петербургский технологический институт. 1905 г. Литературный дебют: в газете «Волжский листок» (Казань) опубликовано стихотворение «Далекие». 1906 г. Учеба в Королевской Саксонской высшей технической школе (Дрезден). 1907 г. Издает книгу стихов «Лирика». […]

Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия символизирует разрыв, раздвоение), поставлен перед дилеммой. Он видит мелкое, частное зло в лице старухи-процентщицы и убивает ее, но, оставшись один на один со своим преступлением, Родион понимает, что совершил нечто, противное жизни, не […]

Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» НС. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей […]

Психологизм лирики А. Ахматовой

Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца обыгранной теме. Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, […]

Что делать характеристика образа Дамы в трауре

ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Дама в трауре — героиня «потаенного» сюжета. Появляется в предпоследней главе романа как участница пикника семейств Кирсановых и Бьюмонтов. Пользуется особым уважением и вниманием среди персонажей. Проходит два года, и читатель видит ее уже не в трауре, а, напротив, в ярком розовом платье, с букетом в руке. Возможны два уровня прочтения образа: символическое и реальное. Первый: это революция, сначала терпящая поражение, […]

Особенности композиционной структуры романа М. Ю. Лермонтова «Горой нашего времени»

1. Хронологическая последовательность событий. 2. Смешение жанров. 3. Смысл нарушения хронологии в романе. Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Прост она родных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. А. С. Пушкин Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей-глав. Эти главы в свою очередь объединены в две части в соответствии с том, от чьего […]

Религиозный аспект романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Первое, что обращает на себя внимание при рассмотрении темы, фамилия, которую автор дал своему герою. Родион Раскольников — человек, рожденный расколотым и порождающий раскол, наследник суровых, непримиримых борцов против «антихриста» в русской истории — раскольников-старообрядцев. История русского церковного раскола началась с собора 1 6 6 6 — 1 6 6 7 годов и свержения патриарха Никона, когда анафеме были преданы восьмиконечный крест, двуперстие и другие символы и порядки старой византийской […]

Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние. Трусость — мать жестокости. М. де Монтень Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным произведением. Писатель сначала задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». Но с годами замысел стал […]

Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них — проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство. Жизнь в ночлежке, […]

Поэты 1870-1880-х годов

Вы уже знаете, что вся вторая половина XIX века, с середины 1850-х годов и вплоть до начала 1880-х, прошла под знаком Некрасова, что эта эпоха говорила некрасовским голосом. Чуть-чуть поодаль, в его общественной тени, оказались другие великие лирики, Федор Тютчев и Афанасий Фет. Этим поэтам в учебнике посвящены отдельные главы. А мы пока из 1850-х перейдем сразу в 1870-1880-е годы, посмотрим, что же происходило с русской поэзией после Некрасова, после […]

Визит Чичикова к одному из помещиков (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова — чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение […]

«Зимнее утро» Пушкина А. С

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней […]

Автор и рассказчик в произведениях М. М. Зощенко

Один из лучших сатириков XX века — Михаил Зощенко — своим творчеством стремился переделать нравы, исправить людские недостатки. Михаил Зощенко начинал свою литературную деятельность в журналах и газете. Он писал фельетоны, очерки, обзоры. Здесь он учился наблюдать, оценивать, слушать, а потом кратко и смешно передавать сцены из жизни. Свои замечательные литературные произведения Зощенко всегда писал, основываясь на реальных событиях. Именно поэтому они производят впечатление достоверных историй, случившихся в определенное время […]

Письмо Веры Печорину (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя — Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности. По своему характеру Печорин романтик байронического типа. […]