Любовная лирика (Ахматова Анна)

Анна Ахматова — автор многогранный. В ряду ее произведений полуфантастическая «Поэма без героя» соседствует с пронзительным «Реквиемом», лирическое «У самого моря» — с суровыми и мужественными стихотворениями о войне. Но сложилось так, что словосочетание «поэзия А. Ахматовой» ассоциируется у нас первоочередно с прекрасной любовной лирикой.

Все-таки основной темой в ее творчестве, особенно в раннем, были чувства и отношения, возникающие между женщиной и мужчиной.

Лирическая героиня у Ахматовой всегда разная.

Она и королевская возлюбленная («Сероглазый король»), и монашка («Ты письмо мое, милый, не комкай»), и крестьянка («Песенка»). Но всех этих, казалось бы, противоположных по характеру и жизненным обстоятельствам, женщин связывает общая проблема. Все эти персонажи несчастливы, и страдают они из-за любви. Они любят, но не любимы («Я улыбаться перестала»), а если любят их, они не способны ответить взаимностью («Я и плакала и каялась»).

Поэтические произведения Ахматовой раскрывают перед нами, наверное, все возможные варианты неблагополучной любви. Тут и измена, как женская, так и мужская, и гибель возлюбленного,

и его отъезд в дальние края, и просто несовпадение, какая-то мелкая нестыковка в отношениях. В чем бы ни была причина, любовь «не случается», и героиня остается наедине со своими переживаниями, пытаясь «просто, мудро жить». Иногда даже, не смирившись, мечтает «выпить такой отравы, чтобы сделалась я немой». Хотя в целом мотив самоубийства нехарактерен для Ахматовой. Ее лирическая героиня для этого слишком религиозна. Она рассуждает о покаянии, скорби, расплате за содеянные грехи. Она готова бесконечно страдать и молиться за своего, часто не стоящего этой жертвы, возлюбленного («Все тебе: и молитва дневная», «А за грех твой, милый мой, я пред Господом отвечу»).

Один из часто повторяющихся у Анны Андреевны мотивов — несчастливый брак. Вероятно, эта тема появилась в ее стихах как отклик на проблемы внутри собственного союза. Совместная жизнь Гумилева и Ахматовой, к сожалению, была далека от идеальной. В произведениях Николая Степановича также слышны грустные, а иногда и откровенно мрачные ноты. Достаточно вспомнить популярнейшие строки из посвященного супруге «Из логова змиева»: «Я взял не жену, а колдунью».

Анна Андреевна отвечает ему на это обвинение не менее знаменитыми словами: «Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает». В ее произведениях, относящихся к тяжелому периоду их брака, часто звучит легкая насмешка над своим чуточку слишком важным, слишком серьезным спутником. Так, в приведенном выше стихотворении есть строки: «В биографии славной твоей разве можно оставить пробелы?». Она сетует на то, как сильно «изменился серый лебеденок», видя причину этих перемен в пришедшей к тому времени мужу широкой известности («от… славы безнадежно дряхлеют сердца»).

А. А. Ахматова умела писать о любви, с одной стороны, понятно и просто, а с другой — глубоко и изящно. Она из тех редких авторов, чьи произведения находят отклик в душе каждого человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Сочинение о культуре поведения.
Любовная лирика (Ахматова Анна)

Categories: Школьные сочинения