“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой

Софья Фамусова занимает особое место в системе персонажей комедии Грибоедова “Горя от ума”. Любовный конфликт с Софьей вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, “мотивом, поводом к раздражениям, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль”. София не принимает сторону Чацкого, но и не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя она жила и воспитывалась в его доме. Эта героиня – человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.

В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням . Тем не менее, Софья знает “законы” фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает “общественное мненье”, чтобы отомстить Чацкому.

Безусловно, в характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. “Смесь хороших инстинктов с ложью” увидел в ней Гончаров.

Своеволие, упрямство, капризность, довольно размытые представления о морали делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя сама осталась убежденной в том, что Чацкий – совершенно “нормальный” человек.

Главный герой же окончательно разочаровался в Софье именно тогда, когда узнал, что ей обязан “этим вымыслом”. Эта героиня умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, “как портрет выходит пошл” . Ее похвалы Молчалину дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что “она его не уважает”. Эта девушка, любительница французских романов, очень сентиментальна. Вероятно, как и пушкинские героини из “Евгения Онегина”, она мечтает о “Грандисоне”, но вместо “гвардии сержанта” находит другой “совершенства образец” – воплощение “умеренности и аккуратности”.

Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его “пошлости” и притворства. “Бог нас свел” – этой романической” формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Молчалину. Он сумел понравиться ей, прежде всего, тем, что ведет себя, как живая иллюстрация к только что прочитанному роману: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…”. Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять, избегает объяснений.

Софья несправедлива к главному герою, приписывая ему злобное желание “унизить” и “кольнуть” всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: “На что вы мне?” В отношениях с Чацким героиня столь же “слепа ” и “глуха”, как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности. Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий – свидетельство силы ее чувства. Любовь к “безродному” секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией.

При всей книжности и очевидном комизме эта любовь – своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не прикрытый разврат. Высота чувств, не свойственная фамусовскому обществу, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: “Счастливые часов не наблюдают”. Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: “… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой.

И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного”. Софья обладает сильным характером и развитым чувством собственного достоинства. Она самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: “Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…”.

Хотя, по мнению Софии, свидетелей унизительной сцены с Молчалиным не было, ее мучит чувство стыда: “Себя я, стен стыжусь”. София осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается. “Вся в слезах”, она произносит свою последнюю реплику: “Я виню себя кругом”. В последних сценах “Горя от ума” от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа – “оптический обман” раскрылся, и в ее облике отчетливо проступают черты трагической героини. Судьба Софии, на первый взгляд, неожиданно, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого.

Действительно, как тонко заметил И. А. Гончаров, в финале комедии ей приходится “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается “мильон терзаний” “. Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии “горем”, жизненной катастрофой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Раннее творчество есенина.
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой

Categories: Новое