«Муза» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Муза» написано в 1821 г, когда юный Пушкин был в южной ссылке. Оно вошло в издание «Стихотворений» 1926 г. в раздел «Подражание древним». Пушкин любил эти стихи, потому что они, по его словам, «отзываются стихами Батюшкова».

Очевидно, речь идет о светлой гармонии стихотворения.

Литературное направление, жанр

Стихотворение, написанное 20-летним Пушкиным, относится к жанру идиллии. Этот жанр, описывающий прекрасную природу и мирную добродетельную жизнь на ее лоне, романтик Пушкин использовал,

чтобы раскрыть свое душевное состояние. Романтики считали талант божественным даром, свидетельством богоизбранности.

Тема, основная мысль и композиция

Композиция стихотворения интересна тем, что без названия текст становится ребусом, загадкой. Название стихотворения — «Муза». Но в тексте слово «муза» заменяется местоимением «она», словосочетанием «дева тайная». Загадка еще и в том, какая из муз учила лирического героя в младенчестве.

Какая из девяти дочерей Зевса и Мнемозины стала наставницей малыша? Эрато, муза эротической поэзии, изображалась с лирой в руке, Терпсихора,

муза танца и хорового пения, тоже могла держать в руках лиру, Эвтерпа, муза лирической поэзии, держала в руках двойную флейту.

Пушкин атрибутом «своей» музы сделал семиствольную цевницу. Это старинный духовой инструмент, многоствольная флейта, подобная свирели Пана. То есть ближе всего инструмент музы из стихотворения к двойной флейте музы лирической поэзии Эвтерпы, чьим учеником считал себя 20-летний Пушкин.

Если судить по репертуару лирического героя , то муза может быть Полигимнией, правда, эта муза считалась изобретательницей лиры, а не свирели, и изображалась со свитком в руках, ведь она хранила в памяти все гимны богам.

Очевидно, Пушкин умышленно делает образ музы абстрактным, подчеркивая, что «его» муза универсальна, что ему дан дар разнообразных жанров.

Тема стихотворения — природа поэтического таланта.

Основная мысль состоит в том, что талант — божественный дар, что только человек, следующий своему призванию и постоянно совершенствующийся , способен создать нечто божественное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.

Тропы и образы

Настроение стихотворения теплое, светлое, свойственное идиллии. Образы стихотворения вневременные. Есть только лирический герой, семиствольная цевница — флейта из тростника, прекрасная мирная природа и сама муза.

Муза называется девой тайной . Ее загадочность подчеркивается портретом: улыбка, локоны на милом челе . Но главная загадка музы — божественное дыхание . Именно оно оживляет тростник и превращает немую тень дубов в музыку, которая наполняет сердце святым очарованьем .

Муза в стихотворении — аллегория божественного дара, который дается человеку в младенчестве . Вместе с даром человек получает и обязанность, инструмент для тренировок. Семиствольная цевница — это тоже аллегория, знак божественной избранности. Никто не видит ее в руках у поэта, как никто не видит муз, но долг поэта — всю жизнь играть на цевнице, совершенствуя свои таланты.

Вручив цевницу, муза только слушает, как малыш играет «слабыми перстами» «по звонким скважинам пустого тростника» . Поэт прилежно внимает урокам музы. Но самая большая радость для поэта — редкие моменты награды случайной , когда муза сама играет на свирели поэта. Молодой Пушкин понимает, что только те стихи гениальны, которые как будто наиграны самой музой.

В стихотворении используются старославянизмы внимать, персты, чело. Возвышенный стиль стихотворения создает гармонию формы и содержания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение репортаж по картине детская спортивная школа.
«Муза» анализ стихотворения Пушкина

Categories: Анализы стихов