Музей-библиотека Симеона Полоцкого в Полоцке

Древний Полоцк расположен в Витебской области, на реке Западная Двина. Он считается колыбелью белорусской государственности, столицей первого государственного образования на территории современной Беларуси.

Город невелик, но полон достопримечательностей. Это, прежде всего, Софийский собор, воздвигнутый византийскими зодчими во второй половине XI века. Хотя в 1710 году по приказу Петра I он был взорван , все же к 1750 году собор перестроили в стиле позднего барокко. Рядом с собором находится Борисов камень — валун с высеченным крестом

и надписью «Господи помози рабу своему Борису».

Надпись эта была сделана по велению князя Бориса Всеславича в первой трети XII века. Борисовы камни — знак торжества христианства на землях белорусских, ибо кресты высекались на валунах, которые почитали язычники.

В концертном зале собора ежегодно проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки. Кроме того, каждое воскресенье в Софии дается концерт органной музыки.

Спасо-Евфросиниевский монастырь находится неподалеку. Возведенный в 20-х годах XII века по велению княгини Евфросинии Полоцкой он является одним из первых женских монастырей

в Беларуси. В ансамбль входят Спасо-Евфросиниевская церковь, Крестовоздвиженский собор, врата-колокольня, с жилым монастырским корпусом и церковь. На стенах Спасо-Евфросиниевской церкви сохранились уникальные фрески с изображением неизвестной молодой женщины. Предполагают, что это единственные изображения Евфросинии Полоцкой, мощи которой обрели покой в стенах монастыря.

В храме также находится духовный символ белорусского народа — крест Евфросинии Полоцкой, воссозданный в 1997 году.

Кроме женского монастыря, в городе есть и мужской — Богоявленский монастырь, основанный в 1582 году. Он известен и тем, что здесь в Братской школе преподавал Симеон Полоцкий.

Держим путь в музей-библиотеку Симеона Полоцкого , поэта, драматурга, богослова и книгоиздателя, крупнейшего деятеля восточнославянского барокко. Уроженец Полоцка, беларус по происхождению, он получил образование в Киево-Могилянской коллегии, а в 1656 году принял иноческий сан в Полоцком Богоявленском монастыре с именем Симеона. Биография его достаточно хорошо известна, здесь напомним только, что после передачи Полоцка Польше в 1661 году Симеон переезжает в Москву, где становится крупным церковным и государственным деятелем.

Царь Алексей Михайлович поручил ему образование и воспитание своих детей.

В своих литературных воззрениях Полоцкий следовал идеям барокко, полагая мир как книгу и книгу как модель мира, как вселенную неисчерпаемого смысла.

Музей-библиотека Симеона Полоцкого, а также Музей белорусского книгопечатания входят в состав Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника.

Экспозиция Музея-библиотеки была открыта в марте 1994 года в здании бывшей Братской школы, памятнике архитектуры конца XVIII века. В ней около пяти тысяч музейных предметов, работает читальный зал. Экспонаты рассказывают об истории рукописной и печатной белорусской книги.

Посетители музея могут узнать о техниках книжной иллюстрации, типах и видах печатной продукции. В фондах музея есть материалы о белорусских просветителях, жизнь и творчество которых были связаны с изданием книг.

Маленький Полоцк недаром называют городом-музеем: здесь их более десятка. Интересны Музей традиционного ручного ткачества Поозерья, где можно узнать не только о технологии ткачества, но и понять символику орнаментов; Краеведческий музей, расположенный в здании бывшей лютеранской кирхи, памятнике неоготики конца XIX — начала XX веков. Разграбленный немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны музей ныне воссоздан и даже расширен.

В Полоцке — единственный в Беларуси детский музей. Он организован по примеру подобного берлинского музея. Экспозиции, не представляя особой ценности с музейной точки зрения, притягательны для детей.

Дело в том, что все экспонаты можно не только потрогать руками, но и поиграть с ними. А в ходе игры ребенок приобщается к культуре и расширяет свой кругозор, ведь экспозиции составлены таким образом, что Дети после посещения музея смогут рассказать своим сверстникам историю появления самоваров, почтовых марок, фотоаппаратов и т. д.

Иезуитский коллегиум, основанный в 1581 году, первоначально находился на острове, напротив Софийского собора. Но после пожара деревянный коллегиум был возведен на новом месте. Вскоре случился второй пожар, и коллегиум решили отстроить вновь, на сей раз в камне. После этого черная полоса коллегиума закончилась, свидетельство тому — красивейшее здание в центре Полоцка.

Сегодня в нем размещена художественная галерея.

Кроме того, вы сможете посетить Музей боевой славы, постоянную выставку » Прогулка по Нижне-Покровской» и музей-квартиру Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко , санитарки 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта, получившей во время боя тяжелейшие ранения, но выстоявшей в единоборстве с судьбой. Она также была удостоена медали Флоренс Найтингейл Международного Комитета Красного Креста.

Изобилует Полоцк и памятниками. Тут возведены монументы Франциску Скорине и Евфросинии Полоцкой, Симеону Полоцкому и кривичам. Но неповторимой достопримечательностью считается единственный в мире памятник букве «Ў».

Любопытная история связана с этой буквой. Считалось, будто в белорусский алфавит ее ввел впервые Петр Бессонов, использовав при издании белорусских песен в 1870 году. Однако, оказывается, этот знак, ставший уже эмблемой, символом белорусского языка, появился намного раньше.

Еще у Яна Чечота, а это начало XIX века, мы встречаем «Ў». Правда, тогда при записи белорусских текстов использовалась латиница, а не кириллица, поэтому и «у нескладовае» имело немного иной, нежели привычный нам вид — латинская «u» с такой же, как и ее кирилловская родня, немного выгнутой палочкой сверху — «u?». Иногда над «u» ставили и другие знаки, что, однако, сути не меняет, — все равно буква обозначала один и тот же звук.

И встречается она задолго до 1870 года — в записях и произведениях Артема Вярыги-Даревского, Винцента Дунина-Марцинкевича, Павлюка Багрима и других белорусских ученых и писателей. Что касается иных алфавитов, то и там мы встречаем сестер белорусской «Ў», а именно: в кирилловской узбекской, каракалпакской, татарской, киргизской, марийской, хантыйской, осетинской азбуках. Что касается «подруг» белорусской латинской «у нескладовай», то и здесь можно найти параллели.

Однако белорусы не без оснований считают, что их «Ў» не стало от этого менее уникальным. Главное, что оно — свое, родное, то, что отличает белорусский язык от других. Во славу этого воздвигли родной букве памятник.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема судьбы ребенка во время войны.
Музей-библиотека Симеона Полоцкого в Полоцке

Categories: Школьные сочинения