Мы встречались с тобой на закате. (Блок Александр Стихи)

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Историко-биографический

материалИстория создания и дата написания стихотворения

В стихотворениях начала 1900-х годов отразились отношения поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика.

Место стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этот период центральным в поэзии Блока был образ «Величавой Вечной Жены».

Главная тема стихотворения

Тема любви

Лирический сюжет

Лирический герой вспоминает о своих встречах с возлюбленной и горько сожалеет о том, что все прекратилось.

Проблема стихотворения

Невозможность

соединения реального с идеальным.

Композиция стихотворения

Композиция кольцевая. В последней строфе автор снова возвращается к образам первой, на этот раз окончательно стирая контуры реальности.

Лирический герой

В лирическом герое происходит раздвоение. Он существует в двух мирах.

Преобладающее настроение, его изменение

Минорные мотивы. Легкая грусть постепенно перерастает в отчаянье.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко — красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Темный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Жанр

Любовная лирика

Строфа

4 строфы четверостишия

Основные образы

Образ героини двойственный. В нем видны черты реальные «белое платье», «веслом рассекала залив», противопоставленные «утонченности мечты».

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).

Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.

Ее образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Ее неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (» Я любил твое белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Ее образ он боготворит.

Нечетко, смутно намечая Ее образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Ее недосягаемый образ, «утонченность мечты разлюбив».

Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания : » …приближений, сближений, сгораний — не приемлет лазурная тишь…» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.

Но Ее образ для героя — источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота : «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло, прошло, отошло…», последние две строки стихотворения: » Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» — звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Лексика стихотворения

Нет специальных слов и неологизмов. Использовано устаревшее «панихида».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано очень много эпитетов («золотое весло», «бледная краса») и метафор («утонченность мечты», «голоса панихиды», «лазурная тишь»)

Изобразительные средства иносказания

Использованы эллипсис («приближений, сближений, сгораний») и инверсии («были странны вечерние встречи»).

Звукопись

Аллитерация — [ж/г]

Доминируют гласные «е, и» — нежность светлость; «о» — восторг; «а» — великолепие.

Согласные «в, л» — символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Размер

Трехстопный анапест создает впечатление накатывающих на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», «вечерний туман».

Стопа трехсложная с ударением на третий слог.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифма перекрестная

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «Мы встречались с тобой на закате.», просьба поделиться ею с другими.

Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Главная тема стихотворения Лирический сюжет Проблема стихотворения Композиция стихотворения Лирический герой Преобладающее настроение, его изменение Жанр Строфа Основные образы Лексика стихотворения Поэтический синтаксис Изобразительные средства иносказания Звукопись Размер Ритм и рифма. Способы рифмовки Эмоции вызванные при прочтении


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Ворон и лисица мораль басни.
Мы встречались с тобой на закате. (Блок Александр Стихи)

Categories: Школьные сочинения