На батарее Тушина (Анализ эпизода из романа Л. Толстого «Война и мир», т. III, ч. 2, гл. XX)

JI. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе » Война имир».Внем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории

за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.
Проходя мимо батареи Тушина, князь Андрей слышит разговор капитана о будущей жизни, о бессмертии души: «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти никто из нас не боялся».
Вдруг раздается свист падающего ядра и начинается бой. Князь Андрей взволнован, он скачет отыскивать князя Багратиона. Он пытается

предугадать, как же выразится «его Тулон». Вместе с Багратионом и другими офицерами он приезжает на батарею Тушина, который стреляет по деревне Шенграбен. Ему никто не отдавал такого Приказа, он сам, посоветовавшись с фельдфебелем Захарченко, решил поджечь деревню, чтоб облегчить положение русских солдат. Багратион соглашается с таким решением.
Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывал Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.
Именно на батарее князь Андрей, прислушиваясь к разговорам князя Багратиона с начальниками, с удивлением понимает, «что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался сделать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями». В то же время князь Андрей замечает, что «несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много». Он видит, как светлеют лица офицеров, как становятся они веселей, щеголяют перед Багратионом своей храбростью. И это на многое открывает князю Андрею глаза. Он начинает понимать, что в настоящем бою все не так, как в теории. Солдаты сбиты в кучу, но все равно отражают атаки. Багратион меняется, он становится похожим на ястреба. Он осознает, из чего складывалась эта непоколебимая сила русских — из героизма солдат и лучших офицеров русской армии.
Вспомните, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непроходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались». Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле.
У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что такое взаимопонимание сочинение рассуждение 15.3.
На батарее Тушина (Анализ эпизода из романа Л. Толстого «Война и мир», т. III, ч. 2, гл. XX)

Categories: Литература