“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. 2 часа

Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы к уроку:

Любовь всегда прекрасна

и желанна, Особенно, когда она нежданна.

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”, видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”.

Ход урока

Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных

ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее – в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике “Метаморфозы” рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Беседа с классом

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

Давайте прочитаем пролог.

Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события.

Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии “Ромео и Джульетта”.

3. Где происходит действие?

4. Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”, который называется “Монтекки и Капулетти”.

5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется “Монтекки и Капулетти”.

6. Итак, в чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня,

Моя любовь, которая тяжка мне.

Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнем, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слез,

Раздумье – необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья.

Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут.

10. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойна.)

12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется “Джульетта-девочка”.

13. Как вы думаете, почему автор делает героиней такую молодую девушку?

14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Ее сиянье факелы затмило… Я воплощенье ненавистной силы Некстати по незнанью полюбила.

Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена?

16. Что мешает их любви?

17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

20. В чем видят герои смысл жизни?

21. Почему погибают герои?

Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку .

22. Есть ли смысл в гибели героев?

23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

Подведение итогов

Учитель. Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У. Шекспира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Старый охотник мануйло сочинение.
“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Categories: Сочинения по литературе