Category: Новое

Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы “Реквием”?

С течением времени лирика гениальной поэтессы, вошедшей в русскую литературу, прежде всего, в качестве певца любви, неизбежно обрела высокое гражданское значение. Ведь нельзя забывать, что эта потрясающая женщина родилась на рубеже веков, жила и творила в период тяжелейших общественных потрясения. Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в знаменитой поэме “Реквием”. Те страшные годы, в которые работала Анна Андреевна над ее созданием, отстаивая в бесконечных тюремных очередях, кокнулись практически всех и […]

Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака

Я б разбивал стихи, как сад. Б. Пастернак В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник – человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить […]

Флеш-карта як засіб та метод розвитку творчих здібностей дітей

Флеш-карта як засіб та метод розвитку творчих здібностей дітей. Проблема розвитку творчих здібностей дітей дошкільного віку стає все більш актуальною. Зміни, що відбуваються в нашій державі, зумовлюють необхідність виховання покоління, зорієнтованого на розв’язання складних інтелектуальних проблем. У світовій педагогічній практиці існує цілий ряд технологій з розвитку творчого мислення дітей. Високі вимоги до якості навчально-виховного процесу зумовили впровадження технології ТРВЗ, розробленої Г. С. Альтшуллером. З 1987 року ТРВЗ активно використовується в […]

Чичиков-рыцарь копейки

Когда учительница дала задание написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и отважным рыцарем, способным на какой-нибудь героический поступок, ведь когда речь идет о рыцарях, то невольно представляешь себе закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, а не мошенника Чичикова. Но ведь рыцарство-это не только смелость и отважность, но и способность идти до конца своей цели, преодолевая любые […]

Викторина по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Ионыч”, по пьесе “Вишневый сад”

1-й конкурс: “Кто это говорит?” Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами […]

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Цветопись в поэзии Сергея Есенина Как рождается поэт? С чего начинается “пробуждение творческих дум”? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и “слезам людским”? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они […]

Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”?

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман “Мы” – антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, что в главном эти произведения схожи: оба они посвящены теме судьбы России и его народа. […]

Особенности стихотворений А. А. Фета “Фонтан” и Ф. И. Тютчева “Фонтан”

Смысловой план. Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей: Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты. В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, – такова его человеческая природа. Однако он […]

Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова

До Лермонтова в русской поэзии не было художественного воплощения образа “духа зла” . В мировой же литературе традиция произведений о сверхъестественном существе, отпавшем от Бога, представлена широко и восходит к библейской легенде о возгордившемся ангеле, свергнутом с неба за свой бунт против божественной власти. Новый всплеск интереса к этому персонажу приходится на конец ХVIII – начало XIX века, то есть совпадает с периодом возникновения в западноевропейской культуре романтизма. Почему тема […]

Читать Чехова

В связи со 150-летием А. П. Чехова филологический фа­культет МГУ имени М. В. Ломоносова, Чеховская комиссия Совета по истории мировой куль­туры РАН, Государственный литературно-мемориальный музей-за­поведник А. П. Чехова провели международную научную конференцию “А. П. Чехов и мировая культура: взгляд из XXI века”. В ее обширной программе был намечен – и проведен – круглый стол “Чехов в школе” . Как сообщила участникам конференции профессор Оренбургского госпедуниверситета, действительный член Академии военных наук […]

Человек и искусство

Искусство – одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает нам взглянуть на мир с разных точек зрения. Я считаю, что человек не может считаться развитым, духовным, если в его душе нет места искусству. Только так, на мой взгляд, возможно развиваться внутренне. Если бы не было искусства, мы бы никогда не узнали, как может радоваться душа красивой музыке, прекрасной живописи, великолепным стихам. Лично для меня огромную роль в жизни […]

Преемственность русской литературы

Я то же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! А. Радищев Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца […]

Мое отношение к Евгению Онегину

Действие романа “Евгений Онегин” развивается в 1819 – 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые […]

“Герои нашего времени” – социально-психологический роман

Каждый литературный герой – всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего героя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый литературный герой неизменно несет в себе черты своей эпохи и своего окружения: живет согласно с себе подобными или “выламывается” из общепринятых схем социального поведения. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин” живет и действует молодой человек 20-х годов: умный, образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовлетворенный существующей […]

Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”

Поэма “Медный всадник” завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи. Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга: “Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам […]