Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек…
Образ черного человека имеет в творчестве А. С. Пушкина глубокие корни. Почти все поэмы, драмы, сцены, сказки, повести поэта связаны между собой одним признаком: вторжением сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь. Идея рока зародилась в творчестве еще совсем молодого Пушкина и приняла облик сказочного и одновременно карикатурного Черномора.
Эта идея росла, развивалась, грозила каменной десницей командора, скакала Медным Всадником за Евгением, опустилась на дно
реки и стала мстительной русалкой. Но нигде эта идея не делалась таким страшным расплывчатым пятном, как в тихой поступи безликого черного человека.
— Что же это за человек, который так тревожит Моцарта? Было ли что-то необычное в его появлении?
— Чего же так испугался Моцарт? Ведь принял же он роковой заказ — Реквием и, по собственным словам, сел тотчас же и стал писать?
— А может быть, этот безликий загадочный черный человек, который не пришел за собственным заказом, — лишь плод воображения Моцарта?
— И вот изнуренный бессонницей, потемневший от подозрений Моцарт идет к Сальери и говорит:
«Мне совестно признаться в этом». Почему совестно? И в чем?
Неужели лишь в дурных предчувствиях?
— Найдите те слова, которые Моцарту трудней всего произнести, слова, в которых он связывает черного человека и Сальери.
— О каком же веселом, легком Моцарте может идти речь в первой сцене! Какой уж тут «гуляка праздный». Не до гуляний в эти три недели.
И Моцарт идет к другу, решив признаться в подозрениях, исповедаться, очистить душу.
А не противоречит ли этому состоянию Моцарта ремарка «Моцарт хохочет»?
— Обратите внимание на реакцию Сальери на слова Моцарта.
— Почему на страшное признание Моцарта о черном человеке Сальери тотчас, не задумываясь, отвечает шуткой, ссылаясь на шампанского бутылку и на веселую «Женитьбу Фигаро»?
— Оба, каждый по-своему, ощущают дыхание приближающейся смерти Моцарта. Создается впечатление, что герои читают мысли друг друга. Ведь именно сегодня окрепло решение Сальери отравить Моцарта, а тот, словно предчувствуя свою судьбу, спрашивает:
Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?
Обвинив все мироздание в несправедливости, Сальери приходит к мысли о необходимости освободить человечество от Моцарта:
…я избран, чтоб его Остановить, — не то мы все погибли.
Почему явление Моцарта неприемлемо для Сальери? Ведь принял же он великого Глюка, Пиччини?
— Да, он берет на себя право судить и небо, и землю. Он утверждает свою собственную правду как единственную. Сальери совершает грех Иуды.
И сцена в трактире Золотого Льва — как бы символизация Тайной вечери. Что же влечет Моцарта к Сальери?
Образ черного человека, некоей таинственной потусторонней силы, вмешивающейся в земную жизнь людей, существовал в литературе и до, и после Пушкина …
Поэму С. Есенина «Черный человек» отделяет от пушкинского произведения почти сто лет. Эта поэма — загадка, споры о ней продолжаются и по сей день . Кто же такой черный человек у Есенина, какой смысл вложен в этот образ?
— Как появляется черный человек в поэме С. Есенина?
— Какими средствами автор показывает, что это видение возникает у психически больного героя?
— Монологи ночного гостя в первой и во второй частях начинаются одинаково: с обращения «слушай, слушай». Но тональность их совершенно различна. Почувствовали ли вы это?
— Почему между первой и второй частями пропущенная строфа?
— Как вы объясните то, что к концу проповеди ночного гостя характер ее снова меняется?
— Что способствует окончательному слиянию черного человека с героем?
— В чем источник трагедии лирического героя?
— Да, поэма заканчивается на трагической ноте, но это не тупик, а распутье: позади ночные кошмары, впереди — неизвестность, а в настоящем — осознание собственной вины за свою «изломанную жизнь».
«Прескверный гость» — черный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет черные силы, живущие в каждом. И именно в этом черный человек Есенина близок пушкинскому образу.
Тема черного человека — распространенная тема литературы мировой и особенно русской. Как вы думаете, почему?
И в произведении Пушкина, и в произведении Есенина перед нами предстает трагическое видение мира, нас завораживает какая-то тайна, разгадать которую мы попытались на нашем уроке.
Анализ стихотворения бунина помню долгий зимний вечер.
Образ черного человека в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С. Есенина «Черный человек»
- Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история»
- Читать — не семечки щелкать
Categories: Сочинения по литературе