Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу. Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина.

Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями

мировоззрения и мировосприятия самого автора. Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой. Лермонтов — романтик, и его герой — романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу.

Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.

Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе. Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении «Смерть поэта», сделавшем Лермонтова известным: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой…

Эти строки — начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто «оклеветал» поэта. Его гонители, «толпою жадною стоящие у трона», «сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения — обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения.

Ведь Дантес, «убийца хладнокровный», — часть этой толпы — …хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. Это стихотворение — прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его «свободный, смелый дар».

Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще. За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы?

Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова «Пророк». Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше.

Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком: …Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи.

Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача — показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить. Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова — антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее.

Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении «Поэт», в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает «отделкой золотой», вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, «на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Та же судьба и у современного Лермонтову поэта.

В прошлом голос поэта-гражданина звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Именно в этом заключалась задача поэзии — быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение.

Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». Он обращается с вопросом к современным поэтам: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта — откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством.

Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что такое природа сочинение рассуждение 15.3.
Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова

Categories: Новое