Образ пророка Пушкина и Лермонтова

Как можно истолковать образ пророка в одноименных сти­хотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? Сходство и различие образов пророка.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» — это своего рода ответ на стихотворение Пушкина с тем же названием. Оба художника говорят читателю о том, что главное предна­значение поэта — нести миру, людям истину, «глаголом жечь сердца людей».

Черты одиночества и разлада с действительностью присущи обоим пророкам. Но лирического героя, поэта, в стихотворе­нии Пушкина воскресил Господь, и отныне

он, наделенный чудесным даром пророчества, в гармонии с Богом, миром, людьми.

И пророк в стихотворении Лермонтова отмечен знаком выс­шей, Божественной милости. Ему, лирическому герою, поэту, «вечный судья» дал «всеведенье пророка». Но его призванию не дано осуществиться: толпа, «ближние», враждебно восприняв его «любви и правды чистые ученья», изгоняют его в пустыню. В пустыню в материальном, вещном смысле, но вовсе не в ду­ховном. В единении с природой теперь живет герой, питаясь, «как птицы, даром божьей пищи».

И пустыня в стихотворении Лермонтова не символ перепу­тья и страстных поисков

смысла жизни. Он живет в реальной пустыне, пребывая, однако, в гармонии с природой, с Богом.

Ведь для героя пустыня становится и местом его уединения, пристанищем, куда не вхожа враждебная толпа.

Когда же поэту, с непринятым в нем даром пророка, прихо­дится посещать «шумный град», враждебно настроенные люди готовы забросать его «каменьями».

Но главное — толпа не в силах простить поэту его гор­дыни: ведь он хотел уверить людей в том, что «Бог гласит его устами».

И самолюбивые старцы говорят юным:

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его.

Ошибочное суждение о поэте, пророке, передается из поко­ления в поколение — противоречия между поэтом и обществом обостряются.

Итак, в заключение можно сказать, что поэт, лирический герой стихотворения Пушкина, преображается духовно. Про­роческий дар помогает ему жить в гармонии с миром, с людьми, с Богом.

А поэт в стихотворении Лермонтова несчастен; он реальный человек, видится в бытовых подробностях.

Пушкинский пророк уверен в важности своей миссии — «Гла­голом жечь сердца людей». Пророк в стихотворении Лермонтова трагически одинок.

Подтверждается мысль, высказанная Пушкиным в стихотво­рении «Поэт» (1827). Истинный поэт в своем творческом взлете, в минуты поэтического вдохновения, уходит от суетности мира и от людской молвы. В уединении, в отдаленности от толпы, он призван вещать истину — и в этом он видит свое высочайшее предназначение:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков, и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Уточняем: и поэт («я»), и наделенный даром пророчества человек (пророк), и лирический герой стихотворений представ­лены в одном образе.

Глоссарий:

  • сочинение два пророка диалог пушкина и лермонтова
  • источник пророческого дара в стихотворении Лермонтова пророк
  • два пророка пушкин и лермонтов сочинение

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Петербург достоевского в романе белые ночи сочинение.
Образ пророка Пушкина и Лермонтова

Categories: Сочинения по литературе