Образ Родины в произведениях С. А. Есенина

Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

С. Есенин Сергей Есенина — поэт — патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою «малую родину» — село Константиново. Поэт смело заявлял: Но и тогда,

Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать

Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Образ деревни, родного края — основной в лирике Есенина. Первые стихи поэта были навеяны

его детскими и юношескими впечатлениями о деревенской жизни. В них заметно влияние устного народного творчества и классической русской поэзии. Достаточно вспомнить такие стихотворения, как «Под венчиком лесной ромашки», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Подражанье песне» и др. Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы.

Так, в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом — он видит во всем этом поэзию красоты. Простое описание, практически

без метафор, создает, однако, пронзительную эмоциональную картину : Вот уже вечер.

Роса Блестит на крапиве, Я стою у дороги, Прислонившись к иве. Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни. На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора. Из его груди невольно вырывается крик: Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа… И в этом крике — вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни. В более поздней лирике поэта отразились все противоречия того сложного времени — эпохи смены общественного строя.

Так, в поэме «Сорокоуст» поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации. Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед «безмозглым лязгом железа Америки», «ремней и труб глухой схваткой».

С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? «Последний поэт деревни» чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню:

Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага. Написанные в 1924 году «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая» свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта.

В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, «быть певцом и гражданином». В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той «сельщины», где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет:

Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий

За мною следовало по пятам… Время неумолимо. В «Возвращении на родину» есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи — комсомольцев.

Есенин с горечью констатирует: Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир…

Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как «земле обетованной» поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни. Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно — неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Музыка сочинение 15.3.
Образ Родины в произведениях С. А. Есенина

Categories: Новое