Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Особое место среди персонажей комедии “Вишневый сад” занимает Петр Трофимов. Он – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а “только работать”.

Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что “человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь,

когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину”. Трофимов обличает “грязь, пошлость, азиатчину”, критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: “Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни.

Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!” Опять

же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано.

Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил. Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до “высшей правды”, Трофимов уверенно отвечает: “Дойду или укажу другим путь, как дойти”. В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни. Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины.

Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом – пафос пьесы.

Трофимов зовет Аню к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. “Облезлый барин”, Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты “недотепства”, присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым.

Трофимов причастен к революционной борьбе – потому-то он и “вечный студент”. Трофимова Чехов наделил некоторыми “смешными” чертами “облезлого барина” с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, “среднюю” девушку. “Аня и Трофимов… словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам… без ясной программы жизни”, – так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они – люди среднего уровня.

Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей. Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса – “недотепа”. Это выражение становится классическим.

Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные. Фигура Трофимова – показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем.

Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе. Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще “недоделанный”, “недотепистый”. Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах.

Отсюда – его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе – все это близко и дорого автору.






Смысл названия котлован.
Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Categories: Новое

Рейтинг компании: 9.7 из 10