Образ Юрия Живаго в романе БЛ. Пастернака «Доктор Живаго»

Однажды Константин Симонов сказал: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!» Мне всегда было интересно, в чем причина такой оценки творчества Б. Л. Пастернака. Что антисоветского можно найти в его версии революционного переворота? На мой взгляд, в романе Пастернака «Доктор Живаго» многое создано в духе большевистской пропаганды: «Стычки чуть ли не на каждом шагу, очагам восстания нет счета.

По дороге к вам я два или три раза попал в переделку…», «Это надо видеть. Это история. Это бывает раз в жизни». Но, скорее всего, совсем «не

в духе времени» были другие строки из романа: «На долгий период постоянной пищей большинства стало пшено на воде и уха из селедочных головок… Питались немолотой рожью и пшеницей в зерне.

Из них варили кашу». Должно быть, именно подобные фразы в романе не были угодны советской власти. Но, тем не менее, это произведение Пастернака все же нашло своего читателя, пусть даже и спустя многие годы.

Главным героем романа является Юрий Живаго, яркий представитель русской интеллигенции. Я думаю, писателю мастерски удалось показать всю противоречивость характера Юрия Андреевича. Перед нами человек колеблющийся,

не знающий, на чью сторону встать, чью правду выбрать.

Достаточно вспомнить, что Живаго старался не стрелять в белых, потому как «лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми». Или вспомним случай, когда главный герой ранит Сережу Ранцевича, а затем спасает ему жизнь: «Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными». Но сложность взглядов героя, его двойственность еще сильнее проявляется тогда, когда Юрий Андреевич слышит о том, что заговорщики хотят убить командира красных партизан. Живаго не может смириться с этим и спешит предупредить Микулицына. Как и многие представители интеллигенции, герой не может решить для себя, что для него является самым главным.

Во всем облике Живаго просматривается какая — то неопределенность не только в политических и общественных воззрениях, но и, на мой взгляд, в любви. В романе у героя несколько женщин. Невольно вспоминаются «Стихотворения Юрия Живаго» — композиционная часть романа. В него входит и произведение «Объяснения»:

А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг Весь век благоговею.

Но как ни сковывает ночь Меня кольцом тоскливым, Сильней на свете тяга прочь И манит страсть к разрывам.

Любовь в романе, как и люди, не может быть равнодушна к событиям, происходящим в стране. Естественно, что очень сложно любить, когда вокруг страдания, боль, потери близких людей: «И почему рушатся семьи, в том числе, твоя и моя? Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройства.

Все бытовое опрокинуто и разрушено…» На мой взгляд, данные слова стали символом целого поколения, судьба которого была сломана социальным переворотом в 1917 году. Доктор Живаго прекрасно понимает это, но он не в силах ничего изменить. Герою остается только одно: уходить, бежать от этой действительности.

Не принимать ни одну из сторон. Выход Живаго видит в этом, но внутреннего удовлетворения он, как и тысячи других, не может получить. Я думаю, Юрий Живаго — образ весьма символичный. Он вобрал в себя все основные качества русской интеллигенции того времени.

Этот человек до конца своих дней не смог оправдать насилие, причиненное большевиками русскому народу, боль и страдание. Он считал, что все это не может служить ценой даже того прекрасного будущего, которое обещали красные. Для Юрия Живаго только человек был той ценностью, которой невозможно пренебрегать. Несмотря на все ужасы действительности, герой все же остается чист душой.

Лучше всего это можно увидеть в стихах героя, которые проникнуты счастьем и умиротворенным спокойствием. Таким образом, можно говорить о том, что счастье нельзя навязать насильно. Счастье каждый ищет сам.

Отсюда — невозможность всеобщего счастья в постреволюционной стране, где у каждого есть своя правда.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема текста матренин двор.
Образ Юрия Живаго в романе БЛ. Пастернака «Доктор Живаго»

Categories: Новое