Поэма «Двенадцать» была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать». Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить
революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Завивает ветер
Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко,
Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка! В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «подскользнуться» на «ледке» революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
В
поэме встречается еще один яркий символ — «мировой пожар». В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, «грозовому вихрю», «снежному бурану»; для него «размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…». Эта идея нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», где автор говорит о «мировом пожаре» — символе вселенской революции.
И этот «пожар» обещают раздуть двенадцать красноармейцев: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи.
Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь. В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен.
С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть — вечные чувства, которые руководят поступками человека. Также немаловажными в поэме «Двенадцать» являются образы старухи, попа, буржуя — они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков , но старуха верит в Богородицу, «матушку-заступницу».
Для нее важны насущные проблемы, а не революция: На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят… Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь: Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А вон и длиннополый — Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый,
Товарищ поп? Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный», «холодный» пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами: …Скалит зубы.- волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный… Впереди — Исус Христос.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом. Революционный Петербург, в котором разыгрываются «вселенские стихии», олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого.
Символика цвета играет важную роль в поэме «Двенадцать»: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Черное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, — символ победного конца, с другой стороны — символ кровавого настоящего.
Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее. Благодаря системе образов и символике в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.
Женский идеал в русской литературе эссе.
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
- Записки охотника: Касьян с Красивой мечи краткое содержание
- «Гимн красоте» анализ стихотворения Бодлера
Categories: Новое