Рубрика: Определения

Элементы сюжета, Определение

Движение сюжетного действия возможно благодаря раз­витию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие дейст­вия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знако­мит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка — это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета от завязки к кульминации; по ходу раз­вития действия конфликт обычно обостряется, противоречия проявляются все более активно. […]

Определение Проблема

Проблема (в переводе с древнегреч. — задача, задание) — острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении. Понятие «проблема» более узкое по­нятие, чем понятие «тема». Так, одна и та же тема может включать в себя комплекс проблем. Иногда проблема может носить неразрешимый характер (проблема безнадежной люб­ви — «Гранатовый браслет» А.И. Куприна). Совокупность наиболее значимых, доминирующих проблем, затронутых в произведении или творчестве писателя, называется пробле­матикой. Выделяют следующие типы проблематики: нрав­ственная, национально-историческая, […]

Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест?

АКМЕИЗМ — течение в русском декадентстве конца XIX — начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали вни­мание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскры­вали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные со­стояния души человека в лирическом переживании. Зачастую обращались к экзотическим темам и предметам. Выступали за возвращение […]

Что такое ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ — течение внутри декадентства. Футуризм характеризуется неприятием всего традиционного (в том чис­ле и традиционного искусства), ощущением неизбежности «крушения старья» (Маяковский). Главным для футуризма было стремление в будущее (откуда и произошло название направления). В области художественной формы это вырази­лось в попытке уничтожения всех традиционных поэтических средств и приемов, в неограниченном словотворчестве, кото­рое иногда приобретало формы «зауми» — своеобразного «языка», состоящего из звукосочетаний, лишенных смысла и значения. В области содержания футуристы […]

«Вы» — обращения

«Вы»-обращения используются в официальном обще­нии. К ним можно отнести такие обращения, как гражда­нин, господин, товарищ, сударь. Эти обращения могут ис­пользоваться и в том случае, когда люди знакомы, постоянно взаимодействуют друг с другом, и в том случае, когда они встретились впервые. Вокруг обращений господин и товарищ время от вре­мени ведутся ожесточенные споры. У этих идеологиче­ских войн есть исторические причины. Обращения го­сподин/госпожа, сударь/сударыня восходят к дореволю­ционной культуре, а обращения товарищ и гражданин/ […]

Определение Что такое Метонимия?

Метонимия (греч. metonymia — переименование) — замена слова (предмета, понятия, явления) другим словом, возмож­ная на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами, понятиями, явлениями. Существуют следующие виды метонимии: 1) Употребление имени автора вместо названия его произ­ведения: «Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал» (под­разумевается книга Апулея «Золотой осел»); 2) Употребление названия произведения, персонажей или определенных биографических деталей из жизни писателя (по этим признакам становится понятно, о каком авторе идет […]

Глотая звуки

Глотая звуки Для русского литературного произношения характерно полное произношение. А потому всевозможные усеченные варианты здрасьте, пожалста, тока, у тя — это проявле­ние «дурного вкуса». В лучшем случае они уместны в рам­ках просторечия. Произносите слова точно, не глотайте зву­ков — в конечном счете, те, к кому вы обращаетесь, лучше и быстрее вас поймут и примут за образованного, культурного человека. Не добавляйте в слова лишних звуков, произносите звуки правильно! Так говорить нельзя: […]

Определение Что такое Гипербола?

Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — сильное пре­увеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может при­сутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), в ин­терьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина «щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов»). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, В.В. Мая­ковский. Чрезмерная гиперболизация и ее реализация на ху­дожественном уровне порождает фантастику или гротеск […]

Определение понятия «Комическое»

КОМИЧЕСКОЕ в широком смысле — порождающее смех. Однако смех бывает очень разным, например чисто физиологическим, вызываемым внешними раздражителями. Легкое физическое раздражение может доставлять удовольствие: муж гоголевской Коробочки не засыпал, если ему на ночь не почешут пятки. Бывает и нервный смех, когда потрясенная психика неуправляема. Когда в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского помешавшаяся Катерина Ивановна Мармеладова выводит на улицу детей, заставляя их танцевать перед толпой, Раскольников пытается ее вразумить, воздействовать […]

Определение сатиры

Сатира (лат. satira, от более раннего satura (сатура) — смесь, всякая всячина) — вид комического, резко высмеивающий человеческие или общественные пороки. Первоначально са­тира представляла собой стихотворение, в котором была зак­лючена насмешка над каким-либо лицом или событием. Как жанр сатира возникла в римской литературе (Гораций, Луци- лий Гай, Ювенал). Однако затем сатира утратила свою жан­ровую определенность, вобрав в себя черты многих жанров: эпиграммы, бурлески, памфлета, фельетона, сатирического романа. Эстетическая задача сатиры […]

Свойства художественной литературы. Определение

Общие свойства художественной литературы. Художественная литература — это искусство слова, особый вид общественного сознания. Она обладает богатыми познавательными возможностями и огромным воспитательным значением, воздействуя на людей, на их мысли и чувства, формируя определенные взгляды и убеждения, способствуя выработке жизненной позиции. Художественная литература отражает действительность к образах. В этом ее отличие от других форм общественного сознания — таких, как наука, идеология и др., которые используют для отражения жизни не образы, а […]

Определение понятия «Драма»

ДРАМА (драматургия) — один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая «афиша» — список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, ремарки, указывающие на место, реже время действия и в общей форме сообщающие о поступках персонажей), […]

Что такое КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ — художественно выраженное противопос­тавление, противоречие, важное для раскрытия художествен­ного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в «Отцах и детях» Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова «Пророк» конфликт между поэтом и толпой во­площает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости от сил, вступающих в противоре­чие, выделяются разные типы конфликтов. Во-первых, это конфликт между отдельными персонажами […]

Плеоназм, или Избыточность, которая незаметна

Плеоназм, или Избыточность, которая незаметна Плеоназм — это смысловая избыточность. В отличие от тавтологии, в этом случае повторяются не однокоренные слова, а слова с разными корнями: памятный сувенир, увеличивает­ся рост падения рождаемости. Недостаток возникает в силу того, что слова похожи по смыслу, содержат одни и те же ком­поненты значения (или, как выражаются лингвисты, «семы»). Таких ошибок в нашей речи чрезвычайно много. Приве­дем некоторые из них (специалисты из области языка меня […]

Устойчивые сочетания слов теория

Устойчивые сочетания слов Немного теории Фразеологические единицы и устойчивые сочетания слов традиционно изучает такой раздел науки о языке, как лексикология. В чем же состоит специфика фразеологических единиц и устойчивых сочетаний? Она заключается в том, что фор­мально фразеологические единицы являются словосочета­ниями или даже предложениями, а со стороны своего смыс­ла больше похожи на слова, то есть выражают некоторое нерасчлененное представление. Возьмем в качестве примера фразеологизм бить баклуши и сопоставим его с обычным […]

Определение Памфлет

Памфлет (англ. pamphlet, от Pamphilius — имя героя по­пулярной в свое время комедии XII в. — «Pamhilius seu de атоге») — стихотворение обличительного характера, направ­ленное против какой-либо политической, философской или эстетической системы или конкретных известных личностей. Первые образцы произведений данного жанра, по мнению исследователей, были созданы еще Эзопом. Основные жан­ровые свойства памфлета: тенденциозность, расчет автора на восприятие широких масс, использование автором средств ху­дожественной экспрессии, наличие иронических и саркасти­ческих замечаний. Образцы […]

Определение Панегирик

Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) — хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion — восхваление) — похвальное слово. Жанр, проти­воположный панегирику, — инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публици­ста Исократа (IV в. до н.э.). Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию говорить речи при погребении усопших, которая развилась у них в особый литературный жанр. Наибо­лее известное […]

Определение Ода и Элегия

В лирике жанровое деление не играет столь существенной роли, как в драме и эпосе, лирические жанры легко смешива­ются, переходят друг в друга. Наиболее устойчивыми являют­ся традиционные лирические жанры: ода, элегия, послание, эпиграмма и др. Ода — это торжественное произведение, исполненное возвышенного пафоса, прославляющее то или иное значи­тельное событие или какого-либо выдающегося человека (ода «Вольность» Пушкина, «Ода революции» Маяковского). Элегия — стихотворное произведение, исполненное гру­сти, сожалений, уныния. Обычные темы элегий — […]

Монолог определение

Монолог (от греч. monos — один, logos — слово, речь) — развернутое высказывание одного персонажа или автора в ху­дожественном произведении. Монолог — важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но мо­нолог имеет большое значение для всей структуры произведе­ния. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произ­ведения идеи, авторские мысли и т.д. Монологи, наряду с диалогами, призваны раскрыть сложные процессы душевной жизни героя, «диалектику […]

Вставные эпизоды определение

Вставные эпизоды — эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замыс­ла произведения, также могут задерживать ход сюжетного дей­ствия. Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персо­нажей, писем и т.д. В этом случае они выступают как сред­ство характеристики героя, как отражение движений его ду­шевной жизни, как художественное предварение (сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина, песня девушек в рома­не «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; […]

Что такое СИМВОЛ

СИМВОЛ — особый художественный образ, вид иноска­зания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ па­руса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и оди­нокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, как образ свободы, как образ романтика, которому не ну­жен мещанский «покой», а нужна «буря», как […]

Определение понятия «Антитеза»

АНТИТЕЗА — противопоставление. 1. Словесная, или стилистическая, антитеза — постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: «…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?» Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] — сочетания несочетаемого в одном выражении. В стихотворении Н. А. Заболоцкого «Вечер на Оке» (1957) «Вся грудь реки […]

Определение понятия «Трагическое»

ТРАГИЧЕСКОЕ (трагизм), обнаруживающееся далеко не только в жанре трагедии, — разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты в общем достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей. Трагический эффект — «очищающее» психическое и моральное воздействие на читателей (зрителей) — получил греческое название «катарсис» согласно определению трагедии в «Поэтике» Аристотеля: «…трагедия есть подражание действию важному и законченному… совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей». Трагическое […]

Определение Идея

Идея (греч. idea — понятие, представление) — главная обобщающая мысль художественного произведения, выраже­ние авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея «Слова о полку Игореве» — идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свой­ства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает ху­дожественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение во всей художественной структуре произведения. Идейное содер­жание произведения — это комплекс идей, подчиненных од­ной главной […]

Кофе — какой род?

И снова о кофе. В строгом смысле, слово кофе — это существительное мужского рода. Именно поэтому мы должны говорить «кофе горячий» и «кофе остыл». Однако употребление слова кофе как существительного среднего рода в разговорной речи считается допустимым. И это не новое явление. В не­которых нормативных словарях, выпущенных еще в 70-80-е годы прошлого века, уже имелась разрешительная помета, в со­ответствии с которой фразы «кофе горячее» и «кофе осты­ло» считались допустимыми. Естественно, […]

Определение понятия «Композиция»

КОМПОЗИЦИЯ — построение. Есть внешняя композиция. Так, повествовательные произведения делятся на главы (в лиро-эпической поэме они могут быть маленькими: «Мцыри» Лермонтова; большие главы романа А. Н. Толстого «Петр Первый» делятся на подглавки), части («песни» в доромантической и отчасти романтической поэме), тома, «книги». Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений. Теоретики эпохи Возрождения пытались сделать нормой пять актов — эту норму закрепили классицисты — и установили, что первому из […]

Определение понятия «Ирония»

ИРОНИЯ — внешне завуалированная, но очевидная насмешка. В ироническом высказывании смысл может быть противоположен прямому значению слов и выявляется либо в контексте, либо через интонацию. В «Недоросле» Д. И. Фонвизина Простаков на вопрос о новом кафтане Митрофанушки, который его властная супруга считает обуженным, отвечает, «от робости запинаясь»: «Me… мешковат немного», — на что та заявляет: «Сам ты мешковат, умная голова». В данном случае ирония выступает как троп — слово в […]

Определение. Что такое Фразеология

Фразеология (от греч. phrasis выражение и logos слово, учение) — раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого­синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии. Основными задачами фразеологии являются: — исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; — установление специфики слов и их значений, реализуемых в со­ставе фразеологизмов; — выяснение категориальных признаков фразеологизмов и их от­несения к той или иной части речи; — определение синтаксических ролей фразеологизмов и особенно­стей […]

Сложносочиненные предложения с противительными сою­зами

Сложносочиненные предложения с противительными сою­зами называют действия, которые противопоставлены друг другу, поскольку их одновременное существование необычно или невоз­можно. К противительным союзам относятся: но, а, да (=но), зато, же, однако, а то, не то, в то время как, между тем как, тогда как, если…то, зато, же; Противительные союзы выражают сопоставительные или противи­тельные отношения: Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее (А. С. Пушкин); Села бы баба за стол, […]

Определение «Аллегория»

Одним из распространенных приемов художественного изо­бражения является аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И. А. Крылова. Аллегоричны сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В по­вести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре с хозяином […]

Определение. Что такое Части речи

Части речи — это лексико-грамматические разряды слов, отличаю­щиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно при­нимают во внимание несколько критериев: 1) семантический — учитывается некое общее и даже обобщен­ное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных слов (так, выделяется значение предметности у существительных, признака у прилагательных, процесса у глаголов и т. […]

Словарь этимологический

Словарь этимологический — словарь, который объясняет проис­хождение слов и фразеологических единиц. Этимологические словари в зависимости от назначения и объема могут различаться словниками и содержанием словарной статьи (см. Словарная статья). Существенно отличаются друг от друга научные и популярные этимологические словари: научные словари содержат серьезную аргу­ментацию происхождения слов, привлекают разнообразный материал (диалектный, ономастику, данные родственных языков и др.). Самым известным научным этимологическим словарем русского языка явля­ется Этимологический словарь М. Фасмера в 4-х […]

Определение. Составные числительные

Составные числительные — это многокомпонентные числитель­ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про­стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий). В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем­стам двадцати двум и т. д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т. д. В составных порядковых числительных склоняется только по­следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста […]

Образец фонетического разбора

Яма [ j ’а — ма] 2 слога, первый слог ударный [j’] — согласный, сонорный, мягкий непарный [а] — гласный ударный м — [м] — согласный, сонорный, твердый парный а — [а] — гласный безударный. В этом слове 3 буквы и 4 звука. Глоссарий: фонетический разбор слова зимняя фонетический разбор слова зима фонетический разбор слова зимний фонетический разбор слова домашнее сочинение отдает

Последовательное подчинение

Последовательное подчинение — способ организации многоком­понентного сложноподчиненного предложения, при котором от глав­ной части сложного предложения зависит первая придаточная часть, от нее, в свою очередь, зависит вторая придаточная часть, от второй — третья и т. д., то есть придаточные предложения последовательно при­соединяются друг к другу, образуя цепочку. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понима­ет басни, если в конце её не находит нравоучения (М. Ю. Лермон­тов). В этом предложении […]

Определение. Личные местоимения

Личные местоимения указывают на участников коммуникации (лица). К личным местоимениям относятся я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимение я обозначает говорящего, то есть лицо, которое про­изводит действие. Местоимение мы указывает на группу лиц, совер­шающих действие. Местоимение ты обозначает слушающего, то есть лицо, которому адресовано сообщение, а форма вы указывает на мно­жество лиц. Кроме того, Вы используется для вежливого обращения к одному лицу. Местоимения он, она, оно, они указывают […]

Определение. Непроизводные и Производные союзы

Непроизводные (первообразные) союзы не связаны по проис­хождению с другими частями речи. Это союзы типа а, но, и, да, или, что. Количество непроизводных союзов невелико, но частотность их употребления в речи достаточно высока. Производные (непервообразные) союзы по происхождению связа­ны с другими частями речи. Так, одни союзы произошли от имен суще­ствительных: в силу того как, с тех пор как и т. п.; другие союзы по про­исхождению связаны с местоименными словами и наречиями: […]

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое — такое сказуемое, которое вы­ражает посредством одной языковой единицы и лексическое, и грам­матическое значение. Обычно данный тип сказуемого представлен в русском языке следующими средствами: личной формой глагола в любом наклонении, согласованной с подлежащим (Сердце замирает от страха; Вы позвольте мне само­му принять решение; Да будет свет! Я смог бы его убедить); инфинитивом со значением быстро начавшегося действия (И но­вые друзья ну обниматься, ну целоваться (И. А. Крылов); […]

Стилистическая окраска предлогов

Стилистическая окраска предлогов Различные синтаксические средства и конструкции не равноценны. Одни из них являются нейтральными, другие, наоборот, стилистически окрашенными. Например, такие предлоги, как в, на, о, для являются нейтральными и умест­ными в любых условиях. Наверное, так происходит в силу их простоты и первообразности («первообразными» линг­висты называют слова, которые не мотивированы другими словами, то есть не образованы от других слов). Но в русском языке имеется предлог про, который в со­четании с […]

Словарь правильности

Словарь правильности («трудностей») — справочник, который содержит различные языковые единицы (слова, формы слов, выраже­ния), употребление которых вызывает трудности в речевой практике и нуждается в характеристике с точки зрения нормы русского языка. К подобным явлениям относится смешение близких по форме и зна­чению слов, неправильное употребление стилистически окрашенных слов, нарушение норм сочетаемости слов. Словарь трудностей русского языка Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой (1976) фиксирует правильное употребление, написание и произ­ношение различных […]

Определение. Что такое Речь

Речь — процесс говорения, протекающий во времени, осущест­вляемый в звуковой или письменной форме. Речь обычно характеризуют, противопоставляя её языку (как частное — общему). Речь понимается как материальное воплощение, употребление языковой системы в процессе коммуникации. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и вос­производимому языку. Речь субъективна, поскольку является видом свободной творческой деятельности индивида. Таким образом, речь всегда имеет автора, который выражает свои мысли и эмоции, поэтому индивидуальный характер — важнейший […]

Определение. Что такое имя прилагательное

Имя прилагательное — знаменательная часть речи, которая обозна­чает признак или качество предмета, отвечает на вопросы какой? \ чей? и обычно выступает в предложении в качестве определения или имен­ной части составного именного сказуемого. У прилагательных в русском языке есть грамматические категории рода, числа и падежа. Некоторые прилагательные могут иметь также категорию степени сравнения. Называемые прилагательными качества предметов или живых существ могут быть их неотъемлемой частью или проявляться в тех или иных […]

Что такое. Определительные наречия

Определительные наречия характеризуют само действие (способ совершения действия) или признак. Определительные наречия бывают качественными и количественными: — качественные наречия (или наречия образа действия) отвечают на вопросы как? каким образом? Например, ехать вдвоем, читать вслух; — количественные наречия (меры и степени) отвечают на вопросы в какой мере? насколько? Например, есть понемножку, увеличить втрое.

Словарь синонимов

Словарь синонимов — описывает синонимические ряды, то есть группы слов, имеющих тождественное или достаточно близкое значе­ние (см. Синонимы, Синонимический ряд). Важным опытом классификации и описания синонимов в русской лексикографии был Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова (1900). Автор широко понимает «сходные по смыслу выражения» и включает в синонимический ряд конверсивы, гиперонимы (слова, обозначающие родовое понятие в системе лексем: мебель для слов стол, кровать, стул, буфет и […]

Определение. Простые и составные союзы

По структуре союзы делятся на простые и составные. Простые союзы состоят из одного слова (а, если, чем, когда), а со­ставные союзы — из нескольких слов (так как, как будто, в то время как). Некоторые составные союзы представляют собой сочетание простых союзов и указательных слов с предлогами (после того как, для того что­бы). Многие составные союзы превращаются в устойчивые словесные выражения, фразеологические единства, которые выступают средствами синтаксической связи: подобно тому как, […]

Словарь антонимов

Словарь антонимов — справочник, который посвящен описанию пар (или гнезд) слов с противоположным значением (см. Антонимы). Материал в словаре антонимов располагается, как правило, в алфа­витном порядке, однако частично используется и гнездовой принцип, позволяющий объединять антонимы, синонимы и дериваты, обнаружи­вая системные отношения между словами (см. Структура словаря). В Словаре антонимов русского языка Н. П. Колесникова (1972) приводятся языковые единицы, которые могут выражать в речи про­тивоположные значения (в том числе антонимы, образуемые […]

Определение. Что такое Словообразование

Словообразование — раздел языкознания, который изучает спо­собы и средства создания слов, правила и приемы их производства, строение производных и сложных слов — как формальное, так и со­держательное. Словообразование решает следующие задачи: — устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов; — предлагает их классификации; — изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразователь­ные (или деривационные) процессы, значения и категории; — определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом. Словообразовательная структура производных слов […]

Определение: Что такое Песня?

Песня — один из жанров, форм фольклора. Это по­этическое произведение, созданное для пения. Их ис­полняли и исполняют под аккомпанемент музыкаль­ных инструментов. Существует множество видов песен. Исторические песни повествовали о различных истори­ческих событиях. Бытовые песни сопровождали чело­века всю жизни, они делились на родильные, крестиль­ные, свадебные, похоронные. Существовали песни, которые исполнялись только на праздники, например, колядки пели на Рождество. Каждое время года имело свои песни: веснянки, летние купальские песни и т. д. […]

Придаточное времени

Придаточное времени — придаточное предложение, которое ха­рактеризует действие, выраженное предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения с точки зрения существова­ния во времени. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяются к главной части сложноподчиненного предложения при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, с тех пор как, как вдруг и др. Например: С тех пор как […]

Определение. Что такое собственные имена

Собственные имена — это имена существительные, представ­ляющие собой индивидуальные названия отдельных предметов, лиц, явлений и т. п. Изучением имен собственных занимается особый раз­дел языкознания — ономастика. Имена собственные группируются в разные классы в зависимости от того, какие объекты или какой класс объектов они именуют. Можно выделить следующие основные типы имен собственных: — антропонимы — имена, фамилии, отчества, прозвища, псевдони­мы людей (Иван Калита, Достоевский); — зоонимы — клички животных (Мурзик, Багира); […]

Бессоюзные предложения с сочинительной связью

Бессоюзные предложения с сочинительной связью — это бес­союзные предложения, которые по структуре и смысловым отношени­ям между их частями идентичны сложносочиненным предложениям. Эти два типа предложений отличаются друг от друга только наличием или отсутствием соединительного союза (в бессоюзные предложения можно подставить соединительный союз, а из сложносочиненного предложения, наоборот, убрать). Структурно такие бессоюзные предложения могут потенциально состоять из неограниченного числа предикативных частей, поэтому они называются открытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями […]

Лексема

Лексема (от греч. texis «слово, выражение») — слово, рассматри­ваемое в совокупности всех его грамматических форм и значений и характеризуемое как формальным, так и смысловым единством. Формальное единство лексемы обусловлено единством основы её отдельных словоформ, принадлежностью к определенной части речи, а внутри части речи — к определенному словоизменительному типу. Смысловое единство лексемы обеспечивается определенны­ми семантическими связями между её отдельными значениями, или лексико-семантическими вариантами. Так, лексема дом в русском языке представлена такими […]

Лироэпические произведения

Лироэпические произведения Назовите признаки эпоса и лирики в балладе Жуковского «Рыбак» и в поэме Лермонтова «Мцыри». В балладе Жуковского «Рыбак» и в поэме Лермонтова «Мцыри» мы видим четкий сюжет и выразительные образы героев, что сближает эти произведения с эпосом. Найдите в поэме «Руслан и Людмила» строки, которые автор адресует непосредственно читателю. В начале песни второй автор обра­щается к писателям — своим соперникам и друзьям. Он постоянно ведет своеоб­разный диалог с […]

Придаточное следствия

Придаточное следствия — придаточное предложение, которое ука­зывает на следствие действия, выраженного предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения. Придаточное след­ствия относится ко всей главной части сложного предложения, всегда следует за ней. Придаточное следствия присоединяется к главной части сложного предложения, как правило, союзными словами поэтому, от­чего, из-за чего, благодаря чему, вследствие чего и т. п., которые соот­носятся с причинными союзами потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того, что и др., […]

Словарь фразеологизмов

Словарь фразеологизмов — справочное издание, которое описы­вает фразеологический материал языка (устойчивые выражения, по­словицы и поговорки, крылатые слова), сообщает сведения о семан­тике фразеологизмов, их сочетаемости, стилистических особенностях, функционировании в текстах. Интерес к фразеологизмам возник еще в XIX в., что нашло отраже­ние в замечательной работе Пословицы русского народа В. И. Даля (1861-1862), а также справочнике Крылатые слова С. В. Максимова (1890). Самое полное собрание фразеологизмов русского языка представ­лено в двухтомном Фразеологическом словаре […]

Что такое Словарь

Словарь — справочная книга, которая представляет в определен­ном порядке слова (морфемы, словосочетания, фразеологизмы и т. п.) и объясняет значения описываемых единиц, сообщает различные све­дения о них или о предметах, обозначаемых ими. Словари возникли в глубокой древности в виде глоссариев — спи­сков непонятных слов (устаревших или диалектных), значение кото­рых необходимо было объяснить для правильного понимания текста. Глоссарии составлялись комментаторами к текстам, имеющим боль­шое культурное значение: поэмам Гомера, Ведам в древней Индии, […]

Определение. Что такое Количественные числительные

Количественные числительные — это числительные, называю­щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во­прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять. В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис­лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно­го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется […]

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения сообщают о каком-либо факте, явлении или событии. Цель таких предложений — поделиться инфор­мацией с собеседником, что-то ему сообщить. В устной речи повество­вательные предложения оформляются особым типом интонации: как правило, они характеризуются понижением основного тона к концу предложения. На письме в конце повествовательного предложения ставится точка или многоточие. Например: Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес. (А. А. Блок); Одна лишь песня недопета, забылись вечные слова… (А. […]

Определение. Сложные словосочетания

Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху). В большинстве случаев они образуются на основе двух и более син­таксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близ­кий друг Пушкина, новая квартира со всеми удобствами, контрольная работа по математике, отдыхать летом на море. При этом нередко такого […]

Разговорная лексика

Разговорная лексика — лексика, представленная преимуществен­но в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и не­сколько сниженной стилевой окрашенностью. Разговорная лексика не однородна, в её составе можно выделить несколько разных пластов: слова литературно-разговорные (интеллектуал, потихоньку, на­обум, халтурить), разговорно-профессиональные (подсобка, баранка, планерка), разговорно-терминологические (тройчатка, аскорбинка, диа­бетик), обиходно-бытовые (балагур, хохмач, болтовня, столовка). Внутри разговорной лексики представлены как слова, лишен­ные каких-либо экспрессивных […]

Вопросительные предложения

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения — сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах. В оформлении вопросительного предложения используются осо­бые языковые средства: — вопросительные местоимения (что, какой, который, чей и т. п.), — вопросительные частицы (ли, неужели и т. п.), — особая интонация. На письме в конце вопросительного предложения ставится вопро­сительный […]

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое — такое сказуемое, которое вы­ражено двумя компонентами — личной формой вспомогательного гла­гола, несущей собственно грамматическое значение, и инфинитивом основного глагола, указывающим на лексическое значение. В качестве вспомогательного элемента составного глагольного ска­зуемого могут использоваться: фазовые (или фазисные) глаголы — т. е. глаголы, называющие на­чало, продолжение или конец какого-либо действия. Это глаголы типа начинать, приниматься, продолжать, оставаться, заканчивать, кон­чать, прекращать, переставать, и др. (Доллар начал дешеветь; Фут­болист продолжает играть […]

Метонимия

Метонимия (от греч. metonymia «переименование») — перенос именования с одних предметов или явлений на другие на основе их смежности. В отличие от метафоры, которая основана на аналогии или сравнении, метонимия базируется на реальных связях или контактах, объективно существующих между предметами. Наиболее часто встречаются следующие виды метонимического переноса: с места на людей, которые там находятся, или на событие, которое там произошло (светлая аудитория -> благодарная аудитория; Боро­дино «населенный пункт» -> Бородино […]

Словарь служебных слов

Словарь служебных слов — справочник, который описывает не знаменательные, а служебные слова, их семантику и особенности со­четания с другими словами. Объем и структура словаря служебных слов зависит от понимания класса служебных слов авторами словаря. В Толковом словаре служебных частей речи русского языка Т. Ф. Ефре­мовой (2001) к служебным словам автор-составитель относит не только предлоги, союзы и частицы, но и междометия, наречия и предикативы. В последнее время в лингвистике наблюдается интерес […]

Определение «Литературное произведение» «Художественное произведение»

Литературное произведение — это целый мир, со­стоящий из первоэлементов, лишь условно на них разла­гаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других эле­ментах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т. е. анализ содержания и формы, позволя­ет глубже понять его, проникнуть в замысел художника, соотнести со временем. Художественное […]

Определение. Что такое Согласные звуки

Согласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую­щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воз­душной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шка­ле сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие шумные (больше шума и […]

Определение. Что такое Жанры речи

Жанры речи — совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жан­ров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, моногра­фия, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются такие речевые жанры, как статья, интервью, очерк, репортаж и др. Жанры художественного стиля — это […]

Пример разбора сложной синтаксической конструкции

Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает — кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так все и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал […]

Определение. Что такое Морфология

Морфология (от греч. morphe форма и logos учение) — раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, пони­маемая как «грамматическое учение о слове» (В. В. Виноградов), вме­сте с синтаксисом, представляющим собой «грамматическое учение о предложении», составляет грамматику. Границы описательной морфологии понимаются в различных кон­цепциях по-разному. Она может включать в себя: — учение о структуре слова (т. е. морфемику); — сведения по словообразованию; — […]

Определение. Что такое Словообразовательный формант

Словообразовательный формант — это минимальное словообра­зовательное (деривационное) средство, которое отличает производное слово от производящего. Обычно этим средством является какой-либо аффикс (иногда даже не один), в ряде случаев это аффикс в сопрово­ждении каких-либо морфонологических явлений. Так, в производных словах стаканчик, выключатель, пианистка словообразовательны­ми формантами являются соответственно суффиксы — чик, — телъ, — к-. В других суффиксальных производных формант может включать в себя не только суффикс, но и сопутствующие ему морфонологические яв­ления. […]

Словарь жестов

Словарь жестов — справочник, представляющий собой комплекс­ное описание жестов, мимики и поз. Существуют словари жестов раз­ных культур: Америки, Азии, Африки. Словарь языка русских жестов С. А. Григорьевой, Н. В. Григорьева и Г. Е. Крейдлина (2001) содержит теоретическую часть, в которой со­общается о языке жестов, приводится деление жестов на коммуника­тивные и симптоматические. К первым относятся указательные жесты (подзывание рукой), этикетные (поклон, рукопожатие), общекоммуни­кативные (подмигивание, угроза кулаком). Симптоматические жесты выражают эмоции говорящего […]

Определение. Что такое Наклонение

Наклонение — словоизменительная грамматическая категория, указывающая либо на отношение данного действия к объективной действительности (мыслится ли это действие как реальное или не­реальное, как возможное или невозможное и т. п.), либо на отношение говорящего к данному действию (говорящий может просто сообщить о нем, может приказать совершить это действие другому лицу или, на­оборот, запретить его и т. п.). В русском языке представлено три накло­нения: изъявительное, повелительное и сослагательное, или условное. Изъявительное наклонение […]

Определение Словообразовательное (деривационное) значение

Словообразовательное (деривационное) значение — это обоб­щенное значение, которое присуще некоторому множеству произво­дных слов и отличающее их от производящих слов. Так, например, у ряда глаголов на — еть — таких, как седеть, смелеть, слабеть — мож­но выделить словообразовательное значение становления какого-то признака — того, на который указывает мотивирующее прилагатель­ное. Существительные с суффиксом — ун, мотивированные глаголами, указывают на лицо (реже — на предмет или животное), производящее какое-то действие или склонное к […]

Определение. Что такое Публицистический стиль

Публицистический стиль — один из книжных стилей, который ис­пользуется в общественно-публицистической деятельности, в средствах массовой информации, в газетах, в ситуации публичных выступлений. Задача этого стиля — воздействие на массовое сознание, стремле­ние навязать аудитории свое видение ситуации. Характерные черты пу­блицистического стиля — образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В публичных выступлениях часто употребляются различ­ные средства художественной выразительности: эпитеты, гиперболы, сравнения, метафоры, «крылатые выражения». Также используются элементы языковой игры, каламбуры, обращения к аудитории, призывы, […]

Определение Этимология

Этимология (греч. etymologia от etymon истина и logos слово, учение) — раздел языкознания, занимающийся изучением происхо­ждения слов и реконструкцией лексической системы языка древней­шего (в том числе и дописьменного) периода. Этимология как научная дисциплина зародилась еще в Древней Греции, причем в античности целью этимологического анализа были поиск и определение первоначальных, исходных, или «истинных», зна­чений слов. На современном этапе развития лингвистики предметом этимологии является выяснение того, в какое время, в каком языке, […]

Определение. Что такое Залог (грамматическая категория)

Залог — грамматическая категория, определяющая отношения между субъектом действия, самим действием и его объектом. Залог тесно связан с такими грамматическими характеристиками глаголов, как переходность-непереходность и возвратность. Категория залога формируется как средствами морфологии, так и синтаксиса. Вопрос о том, что такое залог и какое количество залоговых противопоставлений можно выделить в русском языке, поднимался в отечественной русистике неоднократно и решался разными язы­коведами по-разному. В современных учебниках по русскому языку чаще всего представлены […]

Придаточное сопоставительное

Придаточное сопоставительное — придаточное предложение, которое сопоставляет содержание главной части сложного предложе­ния с другой ситуацией, подчеркивая сходство или различие между ними. Особенностью сопоставительного придаточного предложе­ния является то, что от главной части невозможно поставить вопрос к придаточной, поскольку сопоставляется содержание главной и при­даточной частей в целом. Кроме того, сопоставительные придаточные предложения вводятся союзами и союзными сочетаниями, которые используются другими обстоятельственными придаточными предло­жениями: тогда как, в то время как, между тем как, […]

«Что такое доблесть?» Сочинение-рассуждение

Среди письменных работ по литературе в российских школах можно найти и сочинение-рассуждение на тему «Доблесть». В нем ребята анализируют смысл данного понятия, приводят примеры из истории, современной жизни, прочитанных книг и просмотренных фильмов. Итак, «Что такое доблесть?» — сочинение-рассуждение ученика 9 класса. Есть в русском языке такое интересное слово «доблесть». Оно часто встречается в литературных произведениях. Особенно в книгах о войне. Но задумывались ли мы, что означает это слово? Мне […]

Что такое Тема и идея Определение

Чтобы проанализировать лю­бое произведение, относящееся к тому или иному роду, нужно су­меть выделить в нём тему и идею. Под темой чаще всего понимается то, о чём идёт речь в произведении. Тема в переводе с древнегречес­кого буквально означает «нечто, положенное в осно­ву». Предметом изображения в художественной лите­ратуре могут быть различные явления жизни общест­ва, человека, природы. А. П. Чехов советовал в шутку начинающим писателям: «Нет той чепухи, которая не нашла бы себе […]

Полное и Неполное предложение

Полное предложение — это предложение, в котором представлены все части, предусмотренные его структурой. Неполное предложение — предложение, в котором опущены не­которые части, предусмотренные его структурой. Отсутствие некото­рых членов предложения не мешает пониманию его смысла, так как значение пропущенных частей легко восстанавливается из контекста. В ситуации живого общения говорящий может опускать то, что по­нятно из контекста, то есть говорящий избавлен от необходимости полностью воспроизводить все члены предложения, обусловленные его структурой. Например, […]

Нераспространенные предложения

Нераспространенные предложения — это такие предложения, ко­торые состоят только из главных членов предложения — подлежащего и сказуемого. Можно сказать, что нераспространенное предложение по форме совпадает с предикативной основой (главными членами пред­ложения). Например: Время идет; Смеркалось; Зима.

Определение Именные словосочетания

Именные словосочетания — такие, где главное слово является представителем именной части речи. Соответственно их можно под­разделить на следующие группы: — с существительным в роли главного слова, где зависимыми слова­ми могут быть другие существительные в косвенных падежах как с пред­логом, так и без предлога (хвост лисы, платье из ситца, дама с собачкой), прилагательные (синее небо), причастия (сверкающие украшения), местои­мения (наш учитель), числительные (седьмое небо), наречия (глаза на­выкате), инфинитивы (желание учиться), деепричастия […]

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова — отображение в слове представ­лений об объектах неязыковой действительности; его предметно­вещественное содержание. Лексическое значение, в отличие от грам­матического, всегда индивидуально. Оно определяется несколькими факторами: — соотношением слова с объектами неязыковой действительности; — соотнесенностью слова с понятиями, или представлениями об этих неязыковых объектах; — взаимоотношениями и связями данного слова с другими в лекси­ческой системе языка. Все слова обладают лексическим значением, но по-разному его про­являют в языке. Большинство полнозначных […]

Словарь сравнений

Словарь сравнений — тип стилистического словаря, который по­священ сравнению как одному из видов экспрессивно-стилистических средств языка. Анализу различных типов сравнений, активно используемых носи­телями русского языка, посвящен словарь Л. А. Лебедевой Устойчивые сравнения русского языка: Тематический словарь (1998). Глоссарий: словарь сравнений онлайн сравнения онлайн словарь

Прямая речь

Прямая речь — такой способ передачи чужой речи, при котором она четко отделяется от речи автора, воспроизводится дословно, а потому полностью сохраняет свои лексические, грамматические, интонацион­ные и стилистические особенности. Прямая речь может использоваться как для передачи слов и невысказанных мыслей другого лица, так и слов и мыслей, принадлежащих самому автору. Например: «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. С. Пушкин); «Господи!» — сказал я по ошибке, сам […]

Определение «Композиция» произведения

Композиция — это построение произведения, соотнесенность компонентов художест­венной формы, соединенных в единое целое. Композиция обуслов­лена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдель­ные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». События здесь развиваются в хронологической последовательности. Другой вид композиции включает в себя множество сюжет­ных линий, которые могут идти параллельно или […]

Определение «Силлабическая»; система стихосложения

Силлабическая (слоговая) система основана на равном коли­честве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в язы­ке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний — в польском, первый — в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаков­ского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его богатства. […]

Лексика

Лексика (от греч. lexikos «относящийся к слову») — это внутренне организованная и структурированная совокупность слов того или ино­го языка, или его словарный состав. Она является центральной частью языковой системы, так как именно в лексических значениях слов отра­жаются, хранятся и передаются знания и представления о неязыковой действительности. Лексика — наиболее подвижная и изменчивая под­система любого языка, представляющая собой постоянно пополняемое множество языковых единиц. Слова в языке связаны самыми разнообразными отношениями: об­щими […]

Определение. Что такое знаменательные и служебные части

Определение. Что такое знаменательные и служебные части Традиционно выделяются знаменательные и служебные части речи как способные или неспособные выполнять номинативную функ­цию, т. е. обозначать и называть отдельные понятия. Особняком, как правило, стоят междометия, ничего не называющие, но выражающие чувства, изъявляющие волю, дающие экспрессивную оценку и т. п. От­дельно могут выделяться звукоподражательные слова — различного рода условные воспроизведения звуков, сопровождающих действия человека или произносимых каким-либо животным. Знаменательные части речи — это […]

Словарь неологизмов

Словарь неологизмов — справочник, который фиксирует и толку­ет новые слова и фразеологические выражения, появившиеся в языке для обозначения новых реалий или понятий. Отражая непрерывные изменения в языке, словарь неологизмов фиксирует слова, которыми пополнился литературный язык в опреде­ленное время. Например, Словарь перестройки В. И. Максимова и др. (1992) описывает динамику лексической системы русского языка кон­ца 80-х — начала 90-х годов XX в. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения […]

Придаточное определительное

Придаточное определительное — придаточное предложение, ко­торое, подобно прилагательному, служит для определения опорного слова главной части сложноподчиненного предложения. Опорное сло­во, определяемое придаточным предложением, обычно выражено име­нем существительным: Мне страшна главным образом обыденщина, от которой никто из нас не может спрятаться (А. П. Чехов). Доста­точно часто опорное слово может быть представлено и местоимением: То, что с детских лет казалось ему выдумкой, внезапно приобрело реальность (К. Г. Паустовский). Придаточное определительное предложение отвечает на […]

Определение. Что такое Аффиксоид

Аффиксоид — общее название для особых морфем переходного типа, занимающих промежуточное положение между корнями и аффик­сами; это компонент сложного или сложносокращенного слова, повто­ряющийся в целом ряде слов и приближающийся по своему словообра­зовательному значению к аффиксу. Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с одно­коренными словами. Сравним, в частности, такие слова, как пушкинист и пушкиновед, китаист и китаевед, славист и славяновед. В первом […]

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это те компоненты пред­ложения, которые являются грамматически зависимыми от других чле­нов предложения (главных или второстепенных). Второстепенные чле­ны могут распространять как отдельные слова в составе предложения, так и всю предикативную основу предложения в целом. Так, в предложении Впереди густой туман клубится (О. Э. Ман­дельштам) подлежащее туман определяется словом густой, а ска­зуемое клубится распространено обстоятельством впереди. В пред­ложении Я любил твое белое платье (А. А. Блок) определение белое […]

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь Несобственно-прямая речь — такой способ передачи чужой речи, при котором автор от своего имени передает чужие мысли, слова, рас­суждения; в этом случае авторская речь как бы сливается с чужой речью и четко ей не противопоставлена: чужая речь не выделяется в тексте ни синтаксически, ни пунктуационно. Несобственно-прямая речь несет в себе черты как прямой, так и косвенной речи. Это особый прием повествования, который, как правило, встреча­ется в художественной литературе […]

Определение. Главные члены предложения

Главные члены предложения — это те компоненты предложе­ния, которые составляют его ядро, или центральную конструктивную часть, или его основу. Они являются наиболее независимыми и само­достаточными — как содержательно, так и по формальным признакам. К главным членам относятся подлежащее и сказуемое: т. е. то, о чем говорится в данном предложении, или предмет мысли (подлежащее), и то, что сообщается о подлежащем, или признак (в широком смысле этого слова) предмета мысли (сказуемое). Главные […]

Определение «Метафора»; «Сравнение»; «Олицетворение»

Метафора — перенесение свойств одного предмета или явле­ния на другие по сходству, по аналогии. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д. Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток. (А. С. Пушкин) В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая часть только подра­зумевается. Метафора — это скрытое сравнение: Горит восток зарею новой… (А. С. Пушкин) […]

Словарь эпитетов

Словарь эпитетов — тип стилистического словаря, который по­священ описанию эпитета (поэтического определения) — одного из видов экспрессивно-стилистических средств языка. Поскольку раз­нообразных эпитетов и устойчивых определений много, словари эпитетов различаются принципами отбора материала, полнотой его описания. Словарь эпитетов русского языка К. С. Горбачевича (2001) содер­жит общеязыковые, народно-поэтические и авторские эпитеты, данные в алфавитном порядке. Например, словарная статья с заголовочным словом азарт включает эпитеты безотчетный, безрассудный, безу­держный, безумный, бешеный, вдохновенный, веселый, воинственный, […]

Определение. Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета собеседнику или любому другому лицу (предмету). К при­тяжательным местоимениям относятся следующие: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой. Например, мой дом, твой дом, его дом, наш дом, их дом и т. д. Местоимение свой указывает на принадлежность лицу, произво­дящему действие, и может быть употреблено в предложении без под­лежащего: Пролистай свою тетрадь. Притяжательные местоимения его, её, их омонимичны формам ро­дительного и винительного падежей личных […]

Определение «Драма»

Драма как род литературы соединяет в себе изображение ха­рактеров и событий (как в эпосе) в непосредственном дейст­вии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют ре­шающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие дра­мы очень ограничено. Как правило, автор может использовать только ремарки, в которых дается либо внешняя характеристи­ка действующих лиц, либо какие-то детали интерьера, […]

Определение. Имя числительное

Имя числительное — знаменательная часть речи, которая обо­значает числа, количество считаемых предметов и порядок предметов при счете; отвечает на вопросы сколько? \ какой? \ который? В пред­ложении может выполнять самые разные функции. Количественные числительные чаще всего вступают в словосочетания с именами су­ществительными и выступают с ними как единый член предложения. Числительному в русском языке присущи словоизменительные грамматические категории падежа, отчасти рода и числа — это зависит от того, к какому […]