Рубрика: Определения

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ Реализм стилистически изощрен не меньше какого-нибудь рококо, но суть стилистической работы писателя-реали­ста принципиально иная: не украшательство и эпатаж, а поиск наиболее точной художественной формулы для «упаковки» мысли — вот что тревожит прозаика. Так, «Капитанская дочка» Пушкина — настоящая «про­за поэта»: немногословная, точная, потрясающе метафо­ричная. Чего стоит одно только первое появление Емельяна Пугачева перед читателями повести и перед Петрушей Гриневым: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — за­кричал […]

Определение понятия «Лирика»

ЛИРИКА — род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме — не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает […]

Что такое «Интерьер в литературе»

ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни. Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая «Евгения Онегина» для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с «галантерейной» точки зрения описывает в первой главе «кабинет / Философа в осьмнадцать лет», а в начале второй заметно подробнее — […]

Композиция Определение

С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция — это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде все­го, по-разному могут быть расположены события самого сю­жета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической по­следовательности («Ионыч» А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория Павла и Николая Пет­ровича в «Отцах и детях» И.С.Тургенева); наконец, последо­вательность событий может быть специально […]

Персонаж определение

Важнейшую роль в произведении, особенно в эпическом и драматическом, играют персонажи (герои). Персонаж — это действующее лицо произведения, чаще всего вымышленная личность, воплощающая в себе определенный характер. Обыч­но персонажи — это люди, но могут быть и животные, и пред­меты, и фантастические существа (в баснях, сказках). В персонаже автор воплощает и объективные свойства того ими иного характера, и свое эмоциональное отношение к ним. Рассмотрим основные приемы, с помощью которых созда­стся образ […]

Что такое КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В Рос­сии классицизм носил главным образом просветительский ха­рактер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно абст­рактному противопоставлению добра и зла, добродетелей и пороков. В художественной области классицисты ориентиро­вались на образцы […]

Что такое Портрет? Определение

Портрет (франц. portrait — изображать) — описание внеш­ности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения — жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, ре­чью, является важнейшим средством характеристики персо­нажа. Типическое и индивидуальное — важнейшие составля­ющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера. Портреты использу­ются в эпосе; в лирике и драме […]

СТРОФИКА, виды строф

СТРОФИКА Двустишие — простейшая форма строфы, при этом риф­муются соседние строки: Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. (А.С. Пушкин) Терцет (трехстишие) — строфа из трех стихов. Существу­ют три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха зарифмованы, третий — нет; 3) два стиха зарифмованы, тре­тий имеет рифму в смежной строфе . Пример терцета: В начале жизни школу помню я; Там нас, детей […]

Можно ли обойтись без иностранных слов?

Можно без «чужеземщины»?! Следует различать заимствованные и иноязычные сло­ва. Заимствованное слово лишь по своему происхождению является иноязычным, но на практике оно давно освоено системой языка и его носителями. Иногда это означает, что заимствованное слово не воспринимается как заимствован­ное, — оно давно стало привычным и «родным», мы уже не можем представить себе жизни без него. За примерами далеко ходить не надо: математика, философия, история, грамматика, анафема, ангел, епископ, демон, икона, монах, […]

Водевиль определение

Водевиль (франц. vaudeville — от Vau de Vire — название долины в Нормандии, ставшей родиной водевиля) — легкая комедийная пьеса с занимательной интригой. Основные жан­ровые черты водевиля: в основе сюжета какая-либо бытовая ситуация, стремительный ритм, легкие, остроумные диало­ги, персонажи — яркие и выразительные характеры, наличие шуток, каламбуров, обрамление действия музыкой, песнями и танцами. Сначала водевилем во Франции называли песен­ки в ярмарочных комедиях, затем водевиль оформился как са­мостоятельный жанр (водевили Э. […]

Что такое гимн (жанр)

Гимн (греч. hymnos — хвала) — стихотворение хвалебного содержания, истоки жанра — в религиозной лирике, в мо­литве. Основные элементы гимна: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть). В эпоху античности гимны слагали в честь богов и героев («гомеровские гимны»). В Древней Греции существовали гимны, посвященные Апол­лону, — пеаны, Дионису — дифирамбы, гимны, сопро­вождавшие шествия, — просодии, гимны для девичьих хо­ров — парфении, гимны, сопровождавшиеся пляской, — гипорхемы. В Средние века […]

Что такое «Юмор»

ЮМОР — разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления, нередко «одобрение под маской осмеяния». Классические юмористические персонажи — Дон Кихот и Санчо Панса М. Сервантеса, мистер Пиквик Ч. Диккенса, герои «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. В литературе XX в. значительна роль юмора в серьезных произведениях В. М. Шукшина, В. И. Белова и др. Юмористика составляет один из специализированных «литературных рядов», в котором юмор становится жанрово-стилевой основой […]

Что такое Поэма? Определение

Поэма (греч, poiema — творение) — большое многочаст­ное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, лиро-эпический жанр. Основные жанровые свойства поэмы: широта повествования, наличие разверну­того сюжета и глубокая разработка образа лирического героя. Истоки данного жанра — в античных и средневековых эпо­пеях. Характерные свойства античных поэм-эпопей: широта охвата действительности, в центре внимание автора — важ­нейшее общественно-историческое событие, установка на на­родное мировосприятие, наличие большого количества пер­сонажей, изображение ярких, разносторонних характеров, наличие единства действия, связывающего […]

Что такое ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ — Внесюжетный элемент композиции произведения, изображение статичных, не изменяющихся предметов и явлений: деталей портрета, пейзажа, мира вещей. Во время описания не происходит никаких событий, сюжет как бы «за­стывает». В художественном произведении описания очень важны, поскольку характеризуют того или иного героя (напри­мер, описание вещей в кабинете Онегина, портрет Собакевича и т.п.), создают определенную эмоциональную атмосферу (на­пример, пейзаж в романах Тургенева), иногда передают автор­ское отношение к изображаемому (например, описание рес­торана в «Грибоедове» […]

Силлабическое стихосложение

Силлабическое стихосложение — система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество сло­гов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифму­ются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII — первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кан­темир, Ф. Прокопович). Автором термина «силлабический стих» является Симеон Полоцкий. Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай […]

Иностранное слово употребляемое с русским акцентом

Иностранное, но с русским акцентом Заимствованное слово, прежде всего, проходит «фонети­ческую адаптацию». Другими словами, оно приспосаблива­ется к системе звуков конкретного (в нашем случае русского) языка. Человек, толком не владеющий английским языком, может сколько угодно долго думать, что слово риелтор ан­глийское. Нет, нет и нет! Это уже русское слово. Ведь соглас­ный звук [р] произносится в нем по-русски, в том числе и на конце слова, и это самое очевидное. Менее очевидно, что […]

Определение Тема. Содержание художественного произведения

Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — предмет художественного изображения, круг событий и яв­лений действительности в их «значимом» аспекте: «не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет «значит», что он выражает». Тема во многом определяет составные элементы художественного произведе­ния — сюжет, образный строй, язык. Часто тема содержит­ся в заголовке произведения (роман «Преступление и наказа­ние» Ф.М. Достоевского, роман «Отцы и […]

Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа — один из способов создания образа человека в эпических и драматиче­ских произведениях. Как правило, каждый персонаж наделя­ется своей речевой манерой, в которой сказывается его харак­тер, индивидуальность. Так, в «Мертвых душах» Гоголя сладкие, пышные, насыщенные «изысканными» оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без вся­кой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. — все это де­лает каждого из героев непохожим на других. Зачастую рече­вая манера отражает социальное положение героя, […]

Художественное пространство определение

Художественное пространство — пространственные грани­цы, создаваемые автором в художественном произведении; вос­создание места, где происходит действие; важнейшая компо­зиционная составляющая. Понятие «художественного про­странства» неразрывно связано с понятием «художественного времени». Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие «хронотопа», определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произве­дений. Особенностью хронотопа является сгущение, уплот­нение времени, воплощение его в художественно-зримых фор­мах и интенсификация пространства, вхождение пространства и движение времени, сюжета . Выделяют следующие виды художественного […]

Определение понятия «Лирический герой»

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — основная форма воплощения субъекта лирического высказывания в поэзии XIX-XX вв. Это не сам поэт, как зачастую наивно считают, — уже потому, что он является образом, созданным поэтом, естественно, не вбирает в себя все, что есть и было в его жизни, но, с другой стороны, принадлежит к новой, художественной реальности, привносимой в первичную реальность, обогащающей, расширяющей ее. В лирике XVIII в. мы еще видим, так сказать, «жанрового героя», […]

Представители реализма, определение

Новым этапом в развитии русской литературы стало на­правление критического реализма. Реализм как метод предпо­лагает правдивое изображение характеров, раскрытие законо­мерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Ос­новной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни — социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление критического реализма. В России основополож­никами этого направления можно считать Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова. В конце […]

Пафос трагического — определение

Пафос трагического возникает как осознание писателем неразрешимости тех или иных жизненных противоречии. Тра­гические коллизии часто (но не обязательно) разрешаются смертью героя (или героев), что вызывает, по мысли Черны­шевского, «страдание и скорбь». Так, например, трагичен конфликт героини драмы Островского «Гроза» с «темным царством». Не в силах внутренне примириться с порядками и обычаями «семейного деспотизма» и не видя реальной воз­можности избавиться от них, Катерина находит для себя един­ственный выход — самоубийство. И […]

Что такое «Содержание и форма»

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — принятое со времен лекций по эстетике Г. Ф. В. Гегеля разделение произведения искусства на то, что воспроизведено в нем, и на средства этого воспроизведения. Речь идет о некой сущности сказанного художником и о ее воплощении. Отдельно друг от друга то и другое пребывать не может, хотя во времена, когда эстетическому не придавалось большого значения (в досоветской России — главным образом вторая половина XIX в.), внимание критики […]

Когда мы перешли «на вы»?

Когда мы перешли «на вы». Но для начала — немного истории. Местоимение вы при обращении к одному человеку в русском языке ис­пользовалось достаточно давно. Правда, очень нерегуляр­но. Норма и общепринятая практика были скорее противо­положными. Например, в «Слове о полку Игореве» мы на­ходим такую фразу: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». А опричник Василий Грязной писал самому царю Ивану Грозному: «Не твоя б государскоя […]

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Комедия «Ревизор» в 1836 году наделала немало шума в обществе. Весна того года подарила зрителям истинный шедевр. Несмотря на то что прошло почти 170 лет с того времени, комедия не лишилась остроты и актуальности и сегодня. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что Хлестаков — самый сложный персонаж пьесы. В замечаниях для актера, игравшего эту роль, Гоголь тщательно раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков оказался в роли ревизора абсолютно случайно и делает все […]

Определение Система персонажей художественного произведения

Система персонажей художественного произведения — со­отношение персонажей в композиционной системе произве­дения. Принято выделять произведения с вершинной систе­мой персонажей, одним главным героем (роман «Робинзон Крузо» Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персо­нажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются собира­тельные образы: народ, толпа (поэма «Кому на Руси жить хо­рошо» Н.А. Некрасова). Соотношение персонажей в […]

Определение понятия «Классицизм»

КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., частично проявившиеся и в искусстве (особенно архитектуре) XIX столетия, осознанно ориентированные на принципы искусства Античности, в основном римской. Латинское слово «classicus» «означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл образцового, понятие «классический» стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах». Образцовым поэтом считался Вергилий (I в. до н. э.), создатель «Энеиды». […]

Что такое «подводное течение» в пьесах А. П. Чехова? (на примере комедии «Вишневый сад»)

В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаенный смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием […]

Определение Пафос

Пафос (от греч. pathos — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — эмоционально-оценочное отношение писа­теля к тому, что он изображает. Пафос определяет общую эмо­циональную тональность произведения. Понятие «пафоса» было введено Аристотелем (пафос, этос, логос) и имело первона­чально лишь трагедийную окраску. Затем Гегель расширяет зна­чение данного термина, подразумевая под ним высокую страсть, торжественное постижение художником сущности изображае­мого. «В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо . Пафос простое умственное […]

Умышленное нарушение целостности фразеологизмов

Нарушения целостности фразеологизмов и устойчивых сочетаний — достаточно распространенный тип ошибок. Но иногда они позволяют автору решить определенные комму­никативные задачи, то есть до­биться какого-либо эффекта. Искажение устойчивых со­четаний всегда имеет опреде­ленный эффект — как пра­вило, комический. И именно этот эффект при определенных условиях (например, в составе публицистического, юмористического текста или обычно­го диалога между друзьями) оправдывает эту «ошибку», превращает ее в допустимое и даже желательное, ценное языковое явление. Итак, искажение устойчивых […]