Рубрика: Определения

Определение Песня

Песня (нем. lied, франц. chanson, англ. song) — стихо­творное произведение того или иного жанра (альба, канцо­на, кант, романс, гимн), предназначенное для пения. Ис­токи данного жанра — в античности, песни (французских трубадуров, менестрелей) были очень популярны в Средние века. В XVIII веке в Европе становятся известными пес­ни и баллады Р. Бернса, в России в XVIII веке распростра­няются так называемые канты — заздравные, застольные, любовные, пасторальные, шуточные (А. Кантемир, Ф. Про­копович, С. […]

Силлабо-тоническое стихосложение определение

Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложе­ния, основанная на ритмическом чередовании сильных (удар­ных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся соче­тание ударных и безударных слогов — стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называет­ся двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходит­ся два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, хорей, пиррихий, спондей. Ямб — двуслож­ный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ямб широко […]

Что такое ИРОНИЯ

ИРОНИЯ — 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение харак­терно, например, для образа Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в «Вишневом саде» Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, гранича­щей с юмором (например, Разумихин в «Преступлении и нака­зании» Достоевского), до злого и беспощадного «уничтожения смехом», граничащего с сатирой и даже инвективой (напри­мер, иронические высказывания Чацкого […]

Определение Послание (эпистола)

Послание (эпистола) (греч. epistole — письмо) — стихо­творное письмо. Истоки данного жанра — в христианстве и античности. 21 послание мы находим в Новом Завете. Наи­более известные из них — послания апостола Павла к римля­нам и коринфянам. В античной поэзии послание впервые появляется у Горация (I в. до н.э.), создавшего две книги «Посланий», в которых он рассуждает об архаической и совре­менной поэзии, о роли поэта в обществе, о цели искусства. Большой […]

Определение понятия «Сравнение»

СРАВНЕНИЕ — фигура художественной речи (синтаксиса), «образное словесное выражение, в к<ото>ром изображаемое явление уподобляется другому по к<акому>-л<ибо> общему для них признаку с целью выявить в объекте С<равнения> новые, важные свойства». Пример из Маяковского: «Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный / еще рабами Рима» («Во весь голос»). Это простое, не развернутое […]

Определение понятия «Гипербола»

ГИПЕРБОЛА — преувеличение. И. С. Рижский писал: «Когда сочинитель даже до невероятности увеличит… своим выражением то, о чем он говорит, то сей троп есть гипербола; например: дождь ведром льет; или: глуп как стена… Гипербола и ирония вообще показывают чрезвычайный восторг сочинителева воображения…» [12, с. 20]. Гиперболу рассматривают в одном ряду с такими условными образами, как олицетворения, символы, аллегории, эмблемы [4, с. 326- 328], хотя это нелогично: преувеличение — не тот […]

Сюжет и конфликт Определение

Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения но­сят двойственный — формально-содержательный — характер. Таков, например, сюжет — последовательность, система собы­тий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и драматическом. В сюжете произведения воплоща­ются человеческие отношения, проясняется их социальный и нравственный смысл. В основе […]

Что такое МЕТАФОРА

МЕТАФОРА — вид иносказания, перенос значения с од­ного слова на другое по сходству признаков. Например, в строке Пушкина «Пока свободою горим…» последнее слово выступает в метафорическом значении — в смысле «страстно желаем свободы, стремимся к ней». Метафора представляет собой скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот: так, выражение «изумрудная трава» подразумева­ет сравнение «трава, как изумруд». Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Глоссарий: сочинение […]

Капризные деепричастия

Капризные деепричастия Деепричастие — это форма глагола, которая обозначает признак действия (а точнее, дополняет действие, обозначае­мое сказуемым). По этой причине субъект действия, обозна­чаемого деепричастием, всегда совпадает с субъектом пред­ложения, выражаемым подлежащим: Войдя, он снял шляпу (он вошел и снял шляпу). Различение субъекта предложения и субъекта дееприча­стия — достаточно распространенная ошибка в употребле­нии деепричастий, ср. известный шуточный пример Чехо­ва: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. В этом примере субъект деепричастия […]

Определение Что такое Синекдоха?

Синекдоха (греч. synekdohe — соотнесение) — вид метони­мии, стилистическая фигура, в основе которой — обозначение количества (называние целого частью, замена множественного числа единственным, большего количества — меньшим, и на­оборот). Пример синекдохи: употребление слова «звук» в зна­чении «целое слово»: «Москва! Как много в этом звуке Для сер­дца русского слилось!» (А.С. Пушкин); употребление имен соб­ственных как нарицательных (для обозначения большего коли­чества): «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» […]

Определение понятия «Аллегория»

Аллегория — иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, — «Свободы, Гения и Славы палачи!». В «Цицероне» Ф. И. Тютчева римский оратор «поздно встал — и на дороге / Застигнут ночью Рима был!», видел кровавый «закат звезды» римской славы, т. е. родился и жил во времена не расцвета Римского государства, а его упадка. Аллегория предполагает […]

Определение понятия «Идея»

ИДЕЯ художественная (эстетическая) — образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о «пейзажном стихотворении А. А. Фета «Это утро, радость эта…», что «идей в нем попросту нет, если не считать идеей, например, утверждение «весна — это прекрасно!»; стихи […]

Определение Сюжет

Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — разви­тие действия, ход событий в повествовательных и драмати­ческих произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Кор­нелем и Н. Буало. Драматурги французского классицизма и Просвещения подразумевали под сюжетом заимствованные из прошлого истории, которые они могли в переработанном виде воплощать на сцене. В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля. Одновременно был в упот­реблении и термин «фабула» (от […]

Что такое ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД

ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД — один из внесюжетных элементов композиции. Обыкновенно имеет относи­тельно законченный самостоятельный сюжет и свою систему персонажей, не связанную с сюжетом и системой персона­жей основного повествования. Используется для расширения рамок изображаемого. Вставными эпизодами очень богата, например, поэма Гоголя «Мертвые души»: «Повесть о капита­не Копейкине», притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифови­че, изображение судеб умерших и беглых крестьян (Максима Телятникова, Абакума Фырова и др.) Вводные эпизоды широ­ко используются также […]

Художественная речь определение

Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе («языке») художественного произведения надо выде­лить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя — один из важней­ших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет свойственную ему речевую манеру, выражающую особенности его характера, уровень образованности, социальное положение и т.д. Сладкие, […]

Кто такой ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — особый художественный образ, лицо, которое ведет повествование в произведении. Повествователь, как правило, характеризуется стилистическими осо­бенностями своей речевой манеры, в которой в основном и проявляется его характер, а также собственной позицией по отношению к изображаемому. Повествователь может высту­пать как нейтральный рассказчик, который передает лишь объективные «факты» и не выражает своего отношения к ним («Ионыч» Чехова); может выступать как вымышленный рас­сказчик («Повести Белкина» Пушкина), в той или иной мере совпадать […]

Что такое Басня? Определение

Басня — краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) в иносказательной форме, с определенной моралью, которая дана в начале или в финале. Как литературный жанр басня близка к притче и апологу, в баснях часто встречаются аллего­рии, олицетворения, образный параллелизм, диалоги, в ос­нове композиции зачастую лежит прием антитезы. Героями басни являются люди, животные, растения, вещи. Это древ­нейший литературный жанр. Так, в Древней Греции были распространены басни Эзопа (VI-V вв. до н.э.), в […]

Что такое СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ — течение в декадентстве в конце XIX — начале XX веков. Символисты стремились найти в по­вседневности «отзвуки иных миров» и выразить их в символе, их произведения были устремлены к идеальному, подчас мис­тическому. Русский символизм был окрашен в трагические тона, поскольку поиски гармонии между человеком и миром не давали результатов, а «страшный мир» российской дейст­вительности грозил вселенской исторической катастрофой. Поиск неземного и вечного (Вечной Красоты, Вечной Женст­венности, Вечной Истины и т.п.) […]

Что такое дуэль чет­верых

Одним из самых известных эпизодов петербургской свет­ской жизни эпохи Грибоедова является знаменитая дуэль чет­верых, исход которой фактически предопределил дальнейшую судьбу драматурга. Что это за событие? О ком из участников этого эпизода упоминает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»? Это перекрестная дуэль между В.А. Шереметевым и А.П. Завадовским, с одной стороны, и А.И. Якубовичем и А.С. Грибоедовым — с другой. В.А. Шереметев находился в близ­ких отношениях с известной балериной Е.И. Истоминой (именно […]

Что такое КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ — состав и последовательность распо­ложения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспо­минаниями лирического героя о «дивном царстве», в романе Толстого «Война и мир» — противоречие между ложным и истинным, в «Ионыче» Чехова — процесс духовной деградации главного героя и т.п. В эпических, драматических и […]

Что такое «Род литературы»

РОД ЛИТЕРАТУРЫ — устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в «Поэтике» выделил три «способа подражания». Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме. По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма — их показ, лирика — их переживание как бы изнутри. Драму сближает с эпосом наличие сюжета, возможность сравнительно широкого охвата действительности, с лирикой […]

Мелодрама определение

Мелодрама (греч. melos — «песня, мелодия» и drama — «действие») — драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные эле­менты. Характерные свойства: камерность, рассмотрение веч­ных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запу­танной интриги, наличие морально-дидактического элемен­та, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование воз­вышенного стиля в языке мелодрам, широкое использование средств художественной выразительности (метафор, гипербол, литот, сравнений). В основе сюжета мелодрам […]

Что такое МИР ВЕЩЕЙ

МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении — художе­ственное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художест­венных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырна­дцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича («Мертвые души» Гоголя). Нередко вещная деталь выражает и авторскую позицию: так, «пепельница в виде серебряного лаптя» у […]

Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление

КОМИЧЕСКОЕ — явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразно­стями, несоответствием формы и сущности. Например, в «От­цах и детях» Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил ста­раются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателя­ми моде (сущность). Разновидности комического — ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического эффекта чрезвычайно разнообразны: поведение героя, несоот­ветствующее ситуации («Смерть чиновника» Чехова), наивное обнаружение героем своих недостатков […]

Представители романтизма, определение

Другим литературным направлением начала XIX в. в Рос­сии был романтизм. Мировоззрение романтиков складыва­лось как реакция на отрицательные стороны буржуазной сре­ды и представляло собой непримиримое противопоставление идеала — действительности, личности — обществу. Метод романтизма — в изображении исключительных, возвышенных характеров, действующих, как правило, в необычной обста­новке. Для романтизма характерен герой, порвавший все связи с обществом, враждебный ему; характер одинокий, загадоч­ный и непонятый. Для романтического стиля характерны яр­кость, живописность, эмоциональная насыщенность и […]

Что такое Новелла? Определение

Новелла (от итал. novella — новость) — малый повество­вательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы — «неслыханное происшествие» (Гете). Для новел­лы характерно противопоставление ситуаций, острый драма­тический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета — одном необыкновенном со­бытии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесен­ко, «новелла в отличие от рассказа не несет в себе глубокой психологической разработки образа, герой раскрывается не в социально-психологической, […]

Что такое РОМАН

РОМАН — жанр эпоса, имеет относительно большой объем и часто стремится к тому, чтобы создать законченную и полную картину жизни. Главной проблемой романа является проблема личности, ее судьбы, идейно-нравственных исканий, духовного развития. Реалистический (см. Реализм) роман XIX-XX вв. обыкновенно исследует связи человека и общест­ва. Философский роман ставит во главу угла такие «вечные» вопросы, как смысл человеческой жизни, добро и зло, предна­значение человека и т.п. (например, роман Лермонтова «Герой нашего времени»). […]

Идея художественного произведения, Определение

Понятие идеи художественного произведения — понятие очень сложное и многосоставное. Ни в коем случае идею про­изведения нельзя сводить к абстрактному «нравоучению», «рецепту» жизненного поведения («Надо поступать так-то», «Надо быть таким-то»). Идея выявляется прежде всего в том, как автор отвечает на поставленные им вопросы, как разреша­ет проблемы. Так, центральной идеей романа Достоевского «Преступление и наказание» является отрицание постулата «цель оправдывает средства» и утверждение личного страда­ния как средства борьбы со злом. Таким […]

Определение Литературный герой

ГЕРОЙ литературный — в широком, смысле любой пер­сонаж, действующее лицо произведения. В более узком смыс­ле героями называют обыкновенно лишь главных и особенно важных второстепенных персонажей. Герой воплощает в себе определенный жизненный характер и часто является литера­турным типом. Широко распространено деление героев на по­ложительных и отрицательных, однако в такой оценке следует проявлять особенную осторожность, так как очень многие ге­рои в этом смысле неоднозначны и не могут быть названы ни положительными, ни […]

Что такое «Проза»

ПРОЗА — антоним стиха и поэзии, формально — обычная речь, не разделенная на выделенные соизмеримые отрезки — стихи, в плане эмоционально-смысловом — нечто приземленное, обыкновенное, заурядное. Фактически же доминирующая форма в литературе двух, а в Западной Европе — трех последних столетий. Еще в XIX в. всю художественную литературу, прозаическую в том числе, называли поэзией. Сейчас поэзией называют только стихотворную литературу. Древние греки считали, что поэзия пользуется особой речью, украшенной согласно […]