Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой,
Чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок
Великий русский поэт Александр Блок еще задолго до Октябрьской революции предчувствовал гибель старого мира. Как настоящий большой Художник, он чутко улавливал все изменения в мире, в обществе. М. А. Бекетова в своей книге воспоминаний о Блоке пишет, как радостно встретил поэт «переворот 25 октября», как верил в очистительную силу революции. «Он ходил молодой,
веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Вера в эту очистительную силу революционной стихии и вдохновила Блока на создание поэмы «Двенадцать». Другое дело, что очень скоро Блок увидел реальные последствия свершившейся революции.
Увидел — и ужаснулся. Но в тысяча девятисот семнадцатого году он ощущал именно то, что отразил в своей поэме, и это главное.
Говоря о событии, перевернувшем старый мир, Блок применяет смелые новаторские приемы. Вся поэма
построена на эффекте контрастов: черного и белого, тьмы и света, старого и нового, низкого и высокого. Грешное соседствует со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, частушка с маршем, «паршивый пес» с Иисусом Христом. Таким образом, одной из важных особенностей поэмы является сложное переплетение литературных стилей, многообразие образов и символов.
Поэтому «Двенадцать» можно сравнить с музыкальной симфонией — столько в ней многоголосия и разнообразия меняющихся ритмов.
Для характеристики старого и нового автор использует точные яркие, взятые из реальной жизни образы. Так, прогнивший старый мир с его буржуями, витиями, попами, барынями, проститутками для Блока — «паршивый пес», жалкий, трусливый, «поджавший хвост».
В образе двенадцати красногвардейцев, которые идут «без имени святого», Блок показывает силу, сотворившую революцию. Это Дети той народной стихии, о которой Блок думает как о могучей, необоримой силе.
Вырвавшись на волю, она вершит беспощадную расправу над старым миром. Блок не погрешил против правды. В душах двенадцати смешано все: среди них много людей, одержимых слепой злобой, находивших оправдание любой жестокости, готовых на разбой и поножовщину.
Чтобы выразить свое отношение к описываемым событиям, Блок использует контрастную цветовую гамму. Поначалу напряженность борьбы двух миров подчеркивается постоянным противопоставлением двух цветов — черного и белого. «Черный вечер», «винтовок черные ремни», «черное небо», «черная злоба» — и «белый снег», жемчужная россыпь снега, «сугробы пуховые». Старый и новый мир полярны, как день и ночь, как свет и тень. Позднее автор вводит также красный цвет. Во-первых, цвет крови убитой Катьки.
Красное на черном фоне — это высший накал темного, эгоистического чувства, это власть низменных инстинктов, разъединяющих людей, ввергающих их в кровавую вражду. Вторично красное пятно возникает на белом фоне в революционной стихии, призванной уничтожить «страшный» мир.
Блок — лирический поэт. Однако в поэме «Двенадцать» почти нет авторской речи, нет лирического героя. Он перевоплощается в рассказчика, свидетеля, летописца происходящих событий. Поэтому строки поэмы «Двенадцать» наполнены просторечными словами и оборотами, народными песнями и частушками, пестрят призывами, раздающимися с противоположных сторон.
И в этом заключается еще одна особенность поэмы «Двенадцать».
Блок принял революцию тысяча девятисот семнадцатого года как проявление народной, космической стихии . Отсюда — захватывающий дыхание «полет над бездной», задыхающийся, судорожно-прерывистый ритм поэмы. Художественный мир поэмы многозначен. Неоднозначен и ее финал.
Существуют разные мнения: то ли это гимн революции, то ли наоборот — предчувствие ее ужасных последствий. Блок отразил в своей гениальной поэме историческую действительность такой, какой она была.
Краткий пересказ золотые слова зощенко.
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
- Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
- «Человек, который смеется» краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
Categories: Школьные сочинения