Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»

Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в январе 1918 года, поэма «Двенадцать» как бы завершала духовный и творческий путь А. Блока. В ней нашли отражение главные для его творчества темы: народ и революция, революция и интеллигенция, судьбы России.

Причем революция предстала в поэме не только явлением российской истории, но и явлением космическим, отражением иной реальности — «космического духа музыки». В земной стихии, в бурях

и взрывах революции отразились высшие космические страсти. По мысли Блока, «дух музыки» воплотился в России в народной революции. И это есть победное восстание стихии против старого мира, который пришел к своему концу. В революции решалась историческая судьба целого народа.

На его пути к обновлению, социальному и духовному, стоит и старый мир, и дух зла, разрушения, которые еще гнездятся в народной стихии. В революции, в буре всеочищения должна переродиться, по Блоку, вся человеческая природа. По жанру «Двенадцать» можно определить как лирико-драматическую поэму. Она строится на чередовании глав. Всего их

двенадцать.

Каждая из глав имеет свои особенности, вытекающие из сюжетного содержания. Главы могут быть построены в форме диалога, монолога, старинного романса и т. д. Целостность поэме придает единый герой — патрулирующий отряд, состоящий из двенадцати красноармейцев. Во всех главах, так или иначе, этот герой принимает участие.

Экспозицией поэмы служит первая глава, в которой автор знакомит читателя со всеми действующими лицами, появившимися на улицах Петрограда в зимний вечер. Начинается знакомство с главного персонажа — с беспощадного ветра, сбивающего с ног прохожих. Ветер выступает одновременно и как реальная сила природы, и как символ большевистской революции, разрушающей старый уклад жизни. Чтобы с большей силой передать тревожное состояние города и государства, уже в первых строках используется контраст «черный — белый»: Черный вечер,

Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер!

На всем белом свете! Природа, как известно, в благих делах сочувствует людям, а у Блока, наоборот, вступает с ними в противоборство. Вероятно, человеческая цивилизация совершает что-то плохое, противоестественное законам общественного развития.

Разбушевавшаяся революционная стихия рвет в клочки последний демократический атрибут того времени — плакат «Вся власть Учредительному собранию!». Теперь все решается с позиций силы. Новое правительство, отобравшее власть у Временного правительства, цепко держит бразды правления в своих руках.

Их декреты и указы популярны в среде рабочих. И напрасно ветер доносит обрывки фраз рабочих, стоящих под плакатом, о другом собрании: «Обсудили — Постановили…». После этого в поэме появляются фигуры отжившего старого мира. Каждая из них значительна в идейном замысле автора, поэтому всякий эпизод надолго останавливается перед читателем:

Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница!

— Большевики загонят в гроб! Старушка не понимает причин перемен и не видит улучшений. Она решает насущные проблемы. Далее в поэме появляются и другие представители старого мира: «буржуй на перекрестке», «писатель-вития».

Если к собрату по перу Блок относится, хотя и с иронией, но вполне снисходительно, то над священником он издевается откровенно, пророчески называя его «товарищем». Поп, как и писатель, прячется за сугробы: А вот и долгополый — Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп?

Барыня в каракуле завершает исход старого мира. Все эти персонажи показаны разобщено, в них нет единства. В это время патруль, символизирующий новую власть, державным шагом проходит по улицам Петрограда: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Мир «новой жизни» Блок совсем не идеализирует. Выразители народной стихии, двенадцать красноармейцев, несут в себе крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный долг, который они готовы исполнить: Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка в Святую Русь! С другой стороны, в психологии этих людей очень сильны настроения стихийной вольницы: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Новый мир воплощает в себе противоречия и трагическую попытку понять смысл революционной стихии. Представители этого мира также связаны с трагическим разрешением любовного треугольника Петруха — Катька — Ванька. Кроме того, они связаны с образом Петербурга. Но главное в подаче нового мира связано с символической многозначительностью образа Христа:

Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим. Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема назначения поэзии.
Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»

Categories: Новое