От «внешнего» человека к «сокровенному»

Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, «обнажившимся сердцем», долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями. Действительно, у прозы Платонова трудная судьба.

В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов «Епифанские шлюзы» принес писателю известность. А уже в 1928 г. выходят две его книги — «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

Однако после появления в печати его сатирических рассказов, раскрывающих силу, подоплеку и перспективу бюрократии в нашем обществе, писателя подвергают резкой несправедливой критике и даже обвиняют в «идейных» грехах. Долгие годы писатель находился на краю бедности, печатая лишь литературную критику. Для Платонова, публициста и прозаика, характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей.

Революция в понимании писателя — процесс глубоко народный, творческий, который вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с «прекрасным и яростным миром».

Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней. Он стыдлив перед пафосным словом Герои Платонова — мастеровые, кустари, машинисты, сироты по своему душевному состоянию.

Образы его прозы — чудаковатые, наивные мудрецы, стремящиеся к гармонии и красоте. Главный герой повести «Сокровенный человек» — Фома Пухов, человек, живущий с надеждой, сочувствующий другим людям. Он терпеливый, наивный, «сокровенный» человек. Машинист Пухов, забыв смысл своего бытия, становится странствующим героем, и только сочувствуя и понимая людей, он находит истину.

Все герои Платонова — преобразователи мира. Гуманизм этих людей и социальная направленность их устремлений заключаются в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Основной принцип творчества А. П. Платонова: «В прекрасном и яростном мире» «оставаться человеком».

Наверное, именно поэтому писатель так легко отыскивает во «внешнем» человеке, человеке простом, необразованном, иногда грубоватом и невежественном, «сокровенные» струны человеческой души, черты яркой, самобытной натуры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема нравственной оценки войны.
От «внешнего» человека к «сокровенному»

Categories: Новое