Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй

Тема: Мягкий согласный звук, буквы Йй. Звуковой анализ слов с й. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель урока: Познакомить со звуком и буквами Йй, учить выделять и характеризовать звук, формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; учить дифференцировать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; развивать фонематический слух, логическое мышление, память, наблюдательность, речь учащихся, совершенствовать артикуляционный аппарат, воспитывать любознательность, интерес к изучению языка.

Тип

урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: предметные картинки, динамическая таблица букв, лучевые схемы, слоговые карточки, таблицы слов, звуковые схемы, сундучок с сюрпризом .

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Сегодня урок необычный. У нас в гостях учителя начальной школы. Они пришли поближе познакомиться с нами, узнать чему мы научились?

Поприветствуем их.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке?

Учебник, карандаш, блокнот, тетрадка?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

— Давайте, друзья, проверим не забыли ли вы буквы, не разучились

ли читать?

А) Допиши буквы:

Б) Прочитайте слоги и придумайте слова с этими слогами:

ЛЫ, ПРУ, МА, АШ, ЫШ, ИН, РО, ГО, КА, ШИ

В) Читаем слова по кругу, будьте внимательны, часть слова прячется в предыдущем.

Г) Исключите лишнюю букву .

К Н Р У П

И О А Ы Л

.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Прочитайте и разделите предложение на слова.

УНАСНАУРОКЕНОВАЯБУКВА

— О чем вы узнали из этого предложения?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. К нам на урок торопиться сказочный герой. Кто он? Отгадайте.

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

— Разделите слово Айболит на слоги.

— Какой первый слог? .

— Назовите второй звук в слоге .

— это звук речи. Обратите внимание, как мы его произносим. Спинка языка поднимается к небу, создавая преграду струе воздуха.

— Звук — согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

ЗАПОМНИТЕ. В русском языке этот звук всегда мягкий и не имеет парного твердого.

Повторите.

— Составим звуковую схему слова АЙБОЛИТ

● =

— ●

= ● —

— Какой фишкой обозначим звук?

=

2. Выделение звука в речи.

1) К доктору приходят на прием разные животные. Выберите тех, в названиях, которых есть звук.

Муравей, ослик, попугай, медведь, соловей, лошадь, зайка, кошка, воробей.

К картинкам каждого животного подберите слово признак, описывающее только его.

Муравей — …, …

Зайка — …, …

Попугай — …, …

Воробей — …, …

Соловей — …, …

Среди слов, которые мы назвали, нет ни одного, где бы звук, был в начале. В нашем языке мало слов, которые начинаются с буквы Й.

А ведь они есть: йод, йог, йогурт.

-Попробуйте объяснить значение этих слов. Что обозначает каждое из них? Кого или что так называют?

3. Выступают энциклопедисты.

1) Йод — лекарство, которым обрабатывают раны. А вы знаете из чего получают йод? Из водорослей.

Семейство водорослей очень велико. Их насчитывают тысячи. Водоросли бывают разной окраски: бурыми, красными, зелеными, синими.

Водоросли — очень полезные растения. Их используют для приготовления лекарств.

Йодом смазан палец мой.

Йод кусает. Ой, ой, ой!

Но пускай пощиплет йод —

Потерплю и все пройдет!

2) Йог. Возможности человека очень велики. Это доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного владения своим телом и психикой. Йоги могут ходить по битому стеклу, задерживать дыхание на длительное время , повышать или понижать температуру своего тела и еще много чего.

Йогами могут быть не только индусы. Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.

3) Йогурт — слабокислый продукт из коровьего молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций. Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и взрослых.

4. Знакомство с буквой Йй.

Эта буква называется ; и краткое. Она обозначает мягкий согласный звук. На какую букву похожа?

Чем отличается?

Похожа на И, — она обозначает гласный звук.

Буква Й — обозначает согласный звук, в написании буквы есть вогнутая линия.

Букву й зовут — и кратким

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и

Сверху галочку пиши.

4. Работа в тетрадях с печатной основой.

5. Чтение слогов, слов с Йй. .

Чтение лучевых схем

6. Работа с учебником стр.58

1) Чтение столбиков слов.

Обратите внимание на разницу между словами Мой и Мои .

2) Имена людей пишутся с большой буквы.

Буква большая совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте.

— На какой вопрос отвечают слова?

7 . Физкультминутка

Кран откройся! Шейка, мойся

Нос умойся. Хорошенько!

Мойтесь сразу Мойся, мойся

Оба глаза! Обливайся!

Мойтесь уши, Грязь смывайся!

Мойся шейка! Грязь смывайся!

8. Аналитико-синтетическая работа со словом — рой.

Ты тихонечко постой

Прилетел пчелиный… .

.

Составим звуковую схему слова рой.

— ● =

Заменим одну букву в этом слове и получим цепочку слов со звуком.

1) на м — мой

2) на а — май

3) на л — лай

4) на е — лей

5) на п — пей

6) на о — пой

9. Упражнения в нахождении лишнего предмета по видовому признаку. Работа по картинкам учебника.

— Что это? Транспорт . Транспорт бывает подземный , наземный; городской, междугородний; воздушный, водный.

Послушайте внимательно загадки и найдите нужную отгадку, в ней должен быть нужный нам звук.

Я мчусь, держусь за провода.

Не заблужусь я никогда. .

Вот машина, так машина.

Не дымит, не пьет бензина.

На виду у нас, у всех

Поднимает руки вверх.

И поедет, но всегда

Лишь держась за провода. .

Из края города в другой

Ходит домик под дугой. .

Конь стальной

Овса не просит.

Землю пашет,

Травку косит.

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут. .

— Так в каких отгадках находится звук?

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Чтение текста. Интонирование предложений.

Картинка заменяет слово водители.

Две черты &;;;‐ слово, обозначающее действие предмета .

2. Устали? Впереди остановка «Отдыхай-ка».

Корней Чуковский — детский писатель писал прозаические и стихотворные сказки. Мы уже встречались на уроках чтения с отрывками из его сказок «Мойдодыр», «Путаница», «Айболит».

Сегодня прослушаем и проиграем начало сказки «Тараканище». Звучит оно как потешка, небылица. Почему?

Вы объясните мне после игры.

VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Инсценировка «Микрофон».

Любопытный:

— Как тебя зовут?

— Что ты любишь на завтрак?

— Какой вид транспорта предпочитаешь?

— Куда любишь ходить в выходной?

— Чем ты поливаешь цветы?

— Какой фрукт ты любишь?

— Какой напиток ты любишь больше всего?

VII. ИТОГ УРОКА

— С какой буквой познакомились на уроке?

— Назовите ее.

— Какой звук она обозначает? .

— Назовите слова со звуком :

В начале — …, … .

В середине — …, … .

В конце — …, … .

— Вы, ребята, хорошо работали и от Айболита вам подарок — калейдоскоп.

Лексическое значение слова калейдоскоп

1) Быстрая смена разнообразных заданий;

2) Оптический прибор — трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, которые при поворачивании образуют разнообразные узоры.

Калейдоскопическая смена впечатлений.

Урок-калейдоскоп окончен.

SpanMsoNormalCxSpMiddlespan


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


И мне вдруг стало стыдно 15.2.
Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй

Categories: Сочинения на свободную тему