Открытый урок по географии “Реки” 6 класс

Открытый урок по географии

Тема: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Задачи:

Образовательные задачи:

Сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

Познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

Научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие задачи:

Развивать умение описывать

реки по типовому плану;

Раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

Сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

Формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки – Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование

и дидактический материал: Карты “Физическая карта полушарий”, атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т. П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания:

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземной воды.

2.Установите соответствие:

1. Вода, находящаяся в земной коре называется…

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются…

Б. источниками

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах называются…

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется…

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются…

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются…

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется…

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются…

З. подземной водой

Взаимопроверка .

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Сегодня на уроке мы поговорим о реках.

– А что вы знаете о реках?

– А что бы вы хотели еще узнать о реках?

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.

Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

– Что такое река?

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

На доске схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

– А откуда река может брать свое начало?

– Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

– Куда река может впадать?

– Как называют это место?

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

– Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток.

Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама – левый приток Волги.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.

Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 – чуть меньше площади Австралии.

– А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

<

table width=388 cell; >

Схема реки


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Евгений онегин егэ сочинения.
Открытый урок по географии “Реки” 6 класс

Categories: Новое