Открытый урок по русскому языку для постоянно действующего семинара учителей Нижнегорского района

Тема урока: «Приложение как разновидность определения»

Цели урока: расширить представления об определении;

Дать понятие о приложении, развить смысловое понимание и смысловое видение приложения;

Научить различать виды приложений;

Научить определять условия постановки дефиса в приложении;

Развивать интерес к русскому языку через этимологию, фразеологию.

Развитие речи: учить использовать согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Воспитание духовности, чувства уважения к стране, язык

которой изучаем, чувства гордости за свои лучшие личностные качества.

Отработка навыка выразительного чтения.

Проблема: Дети часто путают приложение с дополнением. Проблемный вопрос: Что такое приложение? Как отличить приложение от дополнения?

Технологии: 1. Обучение в сотрудничестве

2. Дифференцированное обучение и воспитание

3. Рефлексивное обучение

4. Информационные технологии

Оборудование урока: компьютер, презентация с мотивацией, презентация по теме, учебники для 8 класса , распечатанные кроссворды, листочки со словами, сундучок.

Ход урока

1. Организационный

момент

А. Мотивация. Зачем павлину стильный хвост? /Презентация №1: 4 слайда/

Б. Звучит музыка, приветствие учителя на фоне музыки: /Презентация №2, слайд 1/

Всем в добрый путь, всем в добрый час!

Сон-дрема пусть покинет Вас.

Вы все умны, Все хороши,

Вам прочных знаний я желаю от души!

В. Слово учителя

Запишите число, тему и имя нашего урока. Да, да вы не ослышались именно имя. Тема: «Приложение как разновидность определения». Имя нашего урока: «Песни России» Почему я выбрала такое приветствие, и такое имя Вы подумаете и скажете в конце урока. /слайд 2/

А пока…

Этимологический кроссворд /слайды 3,4,5/ Фразеологическая разминка: «Сундучок» . /слайд 6, 7/

Мало — кот наплакал

Запомнить — зарубить на носу

Умный — семи пядей во лбу

Совестливый, непохожий на других — белая ворона

Обманывать — лапшу на уши вешать

Ничего не делать — плевать в потолок

Мало — с гулькин нос

Громко кричать — во всю Ивановскую

Работать плохо — спустя рукава

3. Лингвистическая разминка / слайд 8/

А. Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных в следующих словосочетаниях, одновременно вставляя пропущенные буквы

Сиз…е облако, соловьин…е трели, кудряв…я березонька, лесной олень, русск…я песня, черноглаз…й инженер, древн…й Кремль, главн…я река.

Б. проверка орфографии

В. проверка умения образовывать синонимичные словосочетания, там, где это уместно

Г. Вывод: 1. Всегда ли можно образовать синонимические словосочетания??

2. Определите вид связи в данных словосочетаниях и вид связи в образованных словосочетаниях.

3. Переход к изучению новой темы.

А. Вопросы на повторение.

1. К какой части речи относится зависимое слово в данных словосочетаниях?

2. Каким членом предложения будет являться зависимое слово?

3. Что называется определением?

4. Изучение новой темы

А. Объяснение учителя /слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16/

Б. работа с учебником § 11, стр. 63

— чтение теоретического материала параграфа

— обмен вопросами, ответами

5. Выполнение упражнения № 92

Во время выполнения учащимися этого задания учитель обязательно подходит к ученикам и контролирует успешность выполнения. Выполняя это задание, дети учатся находить приложения в тексте. Проводят сравнительный анализ приложений и дополнений.

Понимают, чем приложение отличается от дополнения.

— обобщение: Чем же приложение отличается от дополнения?

— рефлексия

Посмотрите еще раз на примеры приложений в учебнике, прочитайте определение приложения.

Проведение физминутки. «Песня о русский языке» /упражнения для глаз/

5. Задание творческого характера /слайд 17,18/

7. Слово учителя. Ребята, у нас в лингвистической разминке было словосочетание главная река. Я могу добавить — главная река России. Что это за река? Кто запомнил?

Волга, конечно. А как красиво и ласково называют Волгу? Какое приложение было в названии есть. Волга — матушка /слайд 19, 20/ слушание песни «Течет Волга» в исполнении В. Преснякова

А. Слово учителя. Ребята, кто из Вас понял, почему я взяла такое приветствие в начале урока и такое имя?

Песни России — это душа народа. А излить душу в песне, выразить свои чувства помогает язык, богатый и образный. И как мы сегодня увидели, приложение играет не самую последнюю роль в языке.

Творческое задание: составить сообщение о Волге к следующему уроку.

— запись домашнего задания: домашнее задание спишите с карточек, которые у Вас на парте /слайд 21/

8. Итоги.

Б. Рефлексия. Я понял… Было интересно…

Было сложно…

Г. В заключение /если останется время/: напутствие узбекского поэта Абдуллы — «Выучи русский язык». /слайд 22/


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Сочинение рассуждение настоящее искусство 15.3.
Открытый урок по русскому языку для постоянно действующего семинара учителей Нижнегорского района

Categories: Школьные сочинения