Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников

Педагогическийпроект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребенка согласно «Концепции содержания непрерывного образования».

Познавательная деятельность формируется

у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования и т. п. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у неговопросы, решения проблемных ситуаций».

Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста средствамиэкспериментирования.

Задачи:

1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;

2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;

3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;

4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниямии умениями.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

— целеполагание ;

— выдвижение гипотез ;

— проверка гипотез ;

— анализ полученного результата ;

— формулирование выводов.

Формы проведения экспериментальной деятельности:

— совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;

— познавательные занятия с элементами экспериментирования;

— демонстрационные опыты , фокусы;

— долгосрочные наблюдения-эксперименты;

— самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Весь материалразделен на части:

— живая природа;

— неживая природа;

— рукотворный мир;

— измерение.

Составлена картотека опытов.

Способы фиксирования результатов:

— составление устного рассказа об увиденном;

— сравнение, классификация;

— возвращение к воспоминаниям .

— фотографирование;

— зарисовывание хода опыта и егорезультата в коллективном дневнике экспериментов;

— схематическое зарисовывание ;

— макеты

Экспериментальный уголок оснащен:

— приборами — помощниками;

— разнообразными сосудами;

— контейнерами с глиной, землей и песком;

— природным, техническим, утилизированным материалами;

— разными видами бумаги;

— различными красителями

В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения . Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где Дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.

Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.

Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:

— родительское собрание «Эксперименты дома»

— консультацияпо организации экспериментирования в домашних условиях

— оформлены папки «Фокусы» и «Проблемные ситуации»

— родительское собрание «Растить любознательных», с цельюпоказать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника

— оформлены памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» .Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты «Путешествие по реке»

Цель: знакомство детей со свойствамипредметов.

В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.

По результатам опыта, дети совместно с родителямиизготовили кораблики. Вотнекоторые из них.

«Испытание магнита»

Цель:

— систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит, магнетические и немагнетическиепредметы, картон, таблица-схема, письмо.

Ход: Письмо «Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина. Я хотела им помочь ее отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить.

Помогите, пожалуйста».

В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?

— Как мы сможем отличить железные детали от остальных?

— Где нам взять эти предметы?

Проведение испытания.

— Давайтерезультаты эксперимента занесем в таблицу с помощьюзнаков «+» и «-«.

Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать…, потому что…

— Как нам сообщить об этом Почемучке? .

«Секретное письмо»

В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание. Одно письмо, мы написали и прочитали в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.

«Что нужно растениям дляроста?»

Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий.

На 1 фотографии — лук выросший в условиях — тепло, светлои полив; на 2 — тепло, темно, полив; на 3 — холодно, светло, полив и на 4 — тепло, светло, полива нет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Ситников отцы и дети характеристика.
Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников

Categories: Сочинения на свободную тему