Первая любовь в изображении И. С. Тургенева

Но смерти для твоих созданий нет, Толпа твоих видений, о поэт, Бессмертием навеки озарилась.

Урок проводится после изучения поэзии Ф. И. Тютчева и начинается с фронтальной беседы по стихотворениям «Все томлюсь тоской желаний…» и «Она сидела на полу…».

— Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева?

— Что сближает эти стихотворения? В чем их отличия?

После такого лирического вступления — Слово учителя.

— Сегодня мы продолжим изучение темы любви и посмотрим, как ее решает И. С. Тургенев, с чьим творчеством

мы начали знакомство на предыдущем уроке. Имя И. С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при произнесении словосочетания «тургеневские девушки» сразу же возникает ряд ассоциаций, если не сказать — видений.

И там, вдали, где роща так туманна. Где луч едва трепещет над тропой, Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна

Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И девственной, и женственной мечты — Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты…

У Ивана Сергеевича Тургенева все — о

движении сердца, о юношеских устремлениях — словом, о «кипении жизни», юной и свежей. Его проза созвучна поэзии великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира.

Пою всегда тебя, моя любовь, Тобою вдохновляюсь, как и прежде, И славен я лишь тем, что вновь и вновь

Для старых слов шью новые одежды.

Да и не может она звучать по-другому, потому что вечна, как и сама жизнь.

Три повести о любви И. С. Тургенева — «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», написанные в разное время, держатся особняком, кружатся в одном хороводе. Они о первой любви. С одной из них — «Асей» — мы уже знакомились, а вот сейчас — «Первая любовь».

Далее идет Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания повести, после этого — Беседа С учащимися по вопросам и заданиям.

— Попробуйте вкратце передать сюжет повести, не стремясь воспроизводить детали и частные события.

— Что отражено в названии повести: тема или идея?

— Какова, по вашему мнению, идея повести?

— Что такое композиция? Назовите элементы композиции.

— Где экспозиция повести?

— Завязка?

— Кульминация?

— Эпилог?

— Что связывает воедино все элементы композиции?

После этого — работа в группах. Каждая группа получает карточку с тремя вопросами и заданиями.

1. Проанализируйте душевное состояние героя. Докажите, что в его жизнь «ворвалась» любовь.

2. Функции пейзажа в повести .

3. Зинаида. Кто она: живой человек или бездушная красавица?

После обсуждения в группах начинаются выступления учащихся.

Дополнительные вопросы для первой темы.

— В каком возрасте Владимира впервые посетило чувство любви?

— Исследуя душевное состояние героя, докажите, что это первая любовь.

— Почему, придя на следующий день после вечеринки к Засекиным, Вольдемар нашел, что Зинаида внешне изменилась? Как это его характеризует?

— А как этот поступок характеризует отца?

— Что такое «любовь» по мнению Вольдемара?

— Что еще служит средством раскрытия душевного состояния героя?

После обсуждения Второго вопроса Приходим к выводу, что природа:

1) отражает душевное состояние героя ;

2) выступает в роли фона, на котором развертывается действие или в роли экспозиции, подготавливая читателей к дальнейшему ходу событий;

3) контрастна душевному состоянию героя .

— Что собой представляют пейзажные зарисовки?

— Работая над ночным пейзажем, Тургенев трижды вписывал и затем зачеркивал эпитет «зловещий». Как можно это объяснить?

Итог обсуждения формулирует учитель.

В русской литературе пейзаж — одно из важнейших слагаемых национального образа мира. У И. С. Тургенева пейзаж слит с ландшафтом средней полосы России.

Природа в произведениях И. С. Тургенева одухотворена, живет, изменяется, гармонируя или контрастируя с переживаниями героев. Лиризм придает пейзажам эмоциональность и задушевность, превращая их во вполне законченные поэтические описания. Изображая природу, И. С. Тургенев во многом опирался на опыт поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, подмечавших, по его словам, «многие оттенки, многие почти неуловимые частности».

Далее следует Чтение вслух 57-го сонета Шекспира.

Я твой слуга, и вся моя мечта — Лишь в том, чтоб угадать твои желанья. Душа тобой одною занята, Стремясь твои исполнить приказанья.

— Кому и кто в повести мог бы посвятить эти строки?

Работа По третьей теме карточки может быть дополнена следующими вопросами.

— Как автор рисует характер героини в главе 9?

— Как объяснить, что автор испробовал целых пять определений, прежде чем остановился на окончательном цвете ее глаз: «прекрасные глаза», «глубокие темно-синие глаза», «ласковые чудесные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза»? Как вы объясните этот выбор?

— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте образ героини лишен был каких бы то ни было недостатков. Но автор сделал добавления, которые дают основание считать ее кокеткой . Как вам кажется, зачем?

— Может ли Зинаида любить?

— Какую роль играет стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии», прочитанное Вольдемаром по приказу Зинаиды, в раскрытии ее душевного состояния?

— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте следующая за прочтением фраза героини начиналась со слов: «Я оттого люблю поэзию…», а в окончательном варианте она начата по-другому: «Вот чем поэзия хороша». Как вам кажется, зачем автор производит эту замену «личного» предложения на более обобщенное?

— Какие приемы использует автор для раскрытия душевных страданий героини?

; Недоговоренность ; Поступки и жесты ).

— Как Зинаида относится к Вольдемару?

— Что делает близкими образы Зинаиды и Вольдемара?

— Итак, что же приносит с собой любовь?

Готовя учеников к сравнительной характеристике героев, составляем Опорный конспект.

Две повести И. С. Тургенева о любви

Общее

— Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно.

— Горькое и бесплодное раскаяние героя.

— Главный герой не устроитель, а разрушитель своей судьбы .

— В основе сюжета — биографические факты.

— Изменчивы внешность и характер.

— Чистое, честное сердце; не в силах противиться порывам своего сердца.

— Любовь — трагедия.

Различия

«Ася»

— Дочь дворянина и крепостной.

— Первая любовь.

— Искренна, открыта.

— Обостренное чувство собственного достоинства.

«Первая любовь»

— Дворянка.

— Влюблялась не раз, но полюбила впервые.

— Кокетка .

— Психологическая неустойчивость как следствие условий жизни.

В заключение урока — Слово учителя.

Сила искусства — прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть «куда-то, куда не следует заглядывать человеку». Эти силы соединяются в повестях И. С. Тургенева, посвященных первой и чаще всего неразделенной любви.

Дворянских гнезд заветные аллеи. Забытый сад. Полузаросший пруд. Как хорошо! Как все знакомо тут!

Сирень, и резеда, и ипомеи, И георгины гордые цветут. Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот. За рощей чуть горит луны эмаль.

И в сердце молодом встает печаль, И слышен чей-то странный, грустный шепот, Кому-то в этот час чего-то жаль…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Характер подруги.
Первая любовь в изображении И. С. Тургенева

Categories: Сочинения по литературе