Источником информации о прошлом может быть практически все: и осколок кувшина, и обглоданная кость, и надпись, высеченная на камне. Хранят в себе память о минувшем и песни. Важна и тема, на которую они написаны, и образы, созданные поэтом, и сам его язык.
Тому, кого интересует недавнее прошлое нашей страны, очень много могут рассказать песни Александра Галича. Годы его жизни — 1918-1977. Он родился, когда Россия была охвачена пламенем гражданской войны, юношей пережил Великую Отечественную, хорошо помнил сталинское время, в годы «оттепели»
стал известным драматургом и сценаристом, в период так называемого «застоя» эмигрировал из СССР. Он не понаслышке знал советскую историю и писал о ней — писал правду.
Именно потому расходились по всей стране его песни на магнитофонных кассетах. Именно потому его ненавидели высокие начальники. Они сначала исключили его из Союза писателей, а потом изгнали из страны.
Что же мы узнаем о русской истории XX века и о современной поэту советской действительности, когда слушаем песни Галича? Мы вспоминаем погибших солдат Великой Отечественной: Где полегла в сорок третьем пехота, Пехота, пехота,
Где полегла
в сорок третьем пехота Без толку, зазря, Там по пороше гуляет охота…
Трубят егеря! Мы оказываемся в стране, где чуть не каждый второй — бывший узник: Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял! Ведь недаром я двадцать лет Протрубил по тем лагерям. Но и послевоенная, послесталинская жизнь оказывается вовсе не веселой. Трудно поэту в мире, где личную жизнь граждан «разбирают» на собраниях , касса взаимопомощи не дает человеку денег, потому что «каждый рупь — идет на стройку», а на столе у палачей «икра и балычок».
В песнях Галича пьют водку, играют в домино, скандалят из-за жилплощади — ведут убогую и тусклую жизнь. И эти же люди получают какие-то почетные звания, выступают на собраниях, знают наизусть лозунги. Они окружены, задушены официальной ложью. Время сеет ветры, мечет молнии, Создает советы и комиссии,
Что ни день — фанфарное безмолвие Славит многодумное безмыслие. Здесь завидуют и сплетничают:
И в кино я не ходил: «Ясно, немец!» И на танцах не бывал: «Академик!» И в палатке я купил чай и перец: «Эко денег у него, эко денег!» Здесь подслушивают и пишут доносы: …Я сижу, гитарой тренькаю. Хохот, грохот, гогот, звон… И сосед-стукач за стенкою
Прячет в стол магнитофон… Но сквозь «фанфарное безмолвие» прорывается голос, который говорит, выкрикивает правду. О себе самом, о своих единомышленниках, писавших «в стол», публиковавшихся в «самиздате» и за границей, о них, рисковавших свободой, но сохранивших совесть и честь, пел Александр Галич: Я выбираю Свободу, — Но не из боя, а в бой, Я выбираю Свободу
Быть просто самим собой. И это тоже правда о недавней истории России: одни выбрали ложь и сытость, другие — внутреннюю свободу — и судьбу узников и изгнанников. Чтобы открыть книгу Галича, поставить в магнитофон его кассету, нужно мужество. Будет стыдно и горько.
Ведь это не чужая, а наша история и наша боль. Чтобы излечиться, надо знать правду. «Спрашивайте, мальчики!» — призывал Александр Галич. И мы продолжаем спрашивать, читая его стихи и слушая песни.
Нравственный смысл рассказа тупейный художник.
Песни А. Галича как исторический источник
Categories: Новое