«Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман

Произведение «Петр I» было задумано как исторический роман-эпопея, в котором великая эпоха осмыслялась с позиции человека советского времени. Это позволило оценить черты национального характера и осветить роль народа в истории. Осуществление авторского замысла было основано на художественном методе соцреализма. Знание закономерностей общественного развития позволяло воспроизводить события не только с документальной точностью, но и в исторической перспективе.

В то же время историческая тематика была поводом к размышлению над

современными вопросами. Толстой ощущал созвучие двух эпох. В революционной России повторялось многое из того, что было характерно для времени петровских реформ. Это был крутой поворот, когда происходила резкая ломка устоявшихся общественно-бытовых форм, воспринимавшихся как застойные, окаменелые, мешающие прогрессу.

Эта ломка сопровождалась взрывом энергии, пробуждением творческих сил широких масс, на фоне которого выдвигалась сильная личность, обладавшая волей и способностью возглавить народные движения. В этом смысле авторская художественная цель отвечала запросам сталинской власти, требовавшей освещения

роли Сталина в истории. Возникла аналогия, возвышающая руководителя партии и страны. В романе можно выделить два тематических пласта. Первый — показ исторической действительности 1682 — 1704 годов: от быта разных слоев русского общества до событий государственного масштаба.

Второй — исследование национального характера, черты которого выявляются в переломный момент. История понимается А. Н. Толстым как единый, безостановочно движущийся процесс, в котором эпоха Петра I — необходимое звено. Движение совершается к ясно осознанной цели — победе всего передового над закостеневшим.

Ее не всегда можно достичь путем постепенных преобразований, тогда и становится необходима безжалостная ломка старого. Для прогрессивного деятеля необходимо проявлять инициативу. А. Н. Толстой главным движущим фактором истории видел прогрессивную личность. Петровское время — один из сложных периодов русской истории.

В центре романа — сложная, противоречивая фигура царя Петра I, великого русского царя, преобразователя, строителя и воина. Петр решительно боролся с вековой отсталостью русского государства, стремясь установить контакты с развитыми европейскими странами. Толстой усвоил диалектический взгляд на великого царя. Отдавая должное его государственной мудрости и энергии, он не идеализировал Петра.

Русская история в романе Толстого предстает вереницей живых, осязаемых и видимых картин, глубоко задевающих ум и сердце читателя. Жестокая сцена казни женщины, зарытой по горло в землю, дает яркое представление о том, с каким фанатизмом, дикостью и невежеством приходилось бороться Петру. В столь же запоминающихся сценах развертывается и жизнь самого Петра — от ранней молодости, когда еще мальчиком его поставили на перила красного крыльца, до зрелых лет, когда могучий самодержец «прорубал окно в Европу».

Мы видим Петра на голландских верфях с топором в руках, в спорах с боярами, во главе русских войск, в святочных забавах. Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящим многие реалии той эпохи. Роман Толстого в высокой степени достоверен.

Он не только о Петре, но и о времени, о народе. Одна из главных художественных задач писателя заключалась в показе творческого гения русского народа, его выдающейся роли в преобразованиях начала 18 века. Петр — лишь одно из проявлений того гения. Талантливо выписаны Толстым фигуры простых людей. Надолго запоминаются могучий и свободолюбивый Федька — Умойся — Грязью, изобретатель Кузьма Жемов, один из первых создателей летательного аппарата, строители Осип и Федор Баженины, оружейники Воробьевы, талантливый иконописец-самоучка Андрей Голиков.

Не уступают им в выразительности и яркости образы любимцев Петра — Ромонадовского, Бровкина, Головина, Нарышкина, Лефорта. Отдельно стоит образ «правой руки» царя — Александра Меньшикова. Этот крестьянин благодаря своему уму, практической сметке, житейской мудрости и чувству юмора стал одним из первых государственных людей во всей России. Художественная достоверность, историческая правда романа заключена не только в верности и точности исторических деталей, фактов, колорита, но, прежде всего, в самом понимании диалектики развития истории, правдивости как исторических, так и вымышленных персонажей. «Петр I» остается одной из вершин русской литературы 20 века, завоевавшей мировое призвание.

Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу, процесс распада старого и рождения нового.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Проблема веры в чудо.
«Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман

Categories: Новое