Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
а)
уличные музыканты в «Преступлении и наказании» (дребезжание шарманки, звуки ручного органа, голос уличной и трактирной певицы, пьяные песни завсегдатаев погребков);
б) музыка способствует сгущению атмосферы действия (так, трагический характер приобретает сцена безумства Катерины Ивановны, угрожающей невидимым врагам, что она пойдет на улицу с шарманкой; в бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припомнить мелодию и слова любимых романсов);
в) музыка сопровождает скитания Раскольникова по трактирам, героя влечет туда, где шум и пьяное веселье (в одном из трактиров «тенькала гитара, пели песни
и было очень весело. Раскольникова почему-то занимало пение и весь этот стук и гам там внизу…»);
г) в снах Раскольникова звучит то же пьяное пение, крики, брань, хохот; в чудовищном кошмаре Раскольникова сливаются звяканье бубна, крики озверевшего владельца клячи, пьяные голоса, орущие песню;
д) обобщенный символический смысл приобретают в романе фигуры шарманщика и уличной певицы, которые подчеркивают призрачность и нереальность всего происходящего в этом мрачном и безотрадном городе («Не доходя до Сенной, на мостовой перед мелочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди него на тротуаре девушке лет пятнадцати. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников послушал, вынул пятак и положил в руку девушки. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой ноте, точно отрезала, резко крикнула шарманщику «будет» и оба поплелись дальше, к следующей лавочке»). В целом музыка «Преступления и наказания» — это крики пьяного хора, звуки балалайки и шарманки; лишь в эпилоге как символ новой жизни Раскольникова слышится вольная народная песня.
3. Безусловно, музыка в романе «Преступление и наказание» выполняет художественную функцию, несет не только выразительную, но и смысловую нагрузку. Она сопровождает Раскольникова в его «хождении по мукам» и знаменует обретение им надежды в финале романа.
Глоссарий:
- план преступление и наказание
- шарманщик в преступлении и наказании
- звуки и цвет города в повести приступление и наказание
Почему опытный городничий поверил в значительность хлестакова.
План сочинения: Музыка в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Categories: Сочинения по литературе