«Маленькие» люди Башмачкин и Червяков
I. Вступление
Гоголь и Чехов — продолжатели темы «маленького человека» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа «маленького человека».
II. Главная часть
а) Гоголь делает героем повести «Шинель» «вечного титулярного советника» (чин IX класса), что уже является вызовом
романтической традиции, изображавшей, по словам писателя, «характеры большого размера»: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный, или алый как огонь плащ» («Мертвые души», глава II);
б) приемы и детали, воссоздающие портрет, внешний облик, речевую манеру Акакия Акакиевича, как и объяснение его фамилии и имени, направлены первоначально на создание комического эффекта: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…» и т.д. (прием усиления). «Фамилия … произошла от башмака, но … и отец,
и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах» (алогизм);
в) внешние заурядность, неуклюжесть Башмачкина противопоставлены его внутренней уединенности, погруженности в свой, особенный «разнообразный и приятный мир» с буквами- «фаворитами». В этом тоже прослеживается полемика с романтизмом, с его идеальным, возвышенным, недостижимым миром мечты;
г) изображение сосредоточенности титулярного советника на одной постоянной идее, «вечной идее будущей шинели» — усиление полемики с писателями-романтиками. Ведь «идея» Башмачкина — не Родина, не свобода, как например у Мцыри, а «всего лишь» шинель «на толстой вате» «с вечной подкладкой». Но Гоголь показывает, что эта потребность насущно необходимая в бедной жизни Акакия Акакиевича;
д) комический пафос уступает место сочувствию и состраданию в рассказе о, казалось бы, незначительном обстоятельстве — краже шинели. Но для Башмачкина это трагедия. Снова просматривается полемика с романтизмом, изображающим трагедию в утрате высших, надличностных ценностей (сравнить, например, с «Песнью про… купца Калашникова»). Трагедия Башмачкина усиливается бездушием «значительного лица» к нему.
е) прием гротеска в финале повести указывает и здесь на полемику с романтическим мировосприятием, для которого идея возмездия связывается с высшими, возможно, роковыми силами (сравни: «Демон»). У Гоголя возмездие исходит от титулярного советника (сравни: финал «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»).
2. Авторская позиция Гоголя по отношению к Башмачкину.
Самый, казалось бы, невзрачный, незначительный человек -это целый мир со своими радостями и горестями, имеющий не только право на существование, но и на сочувствие, уважение, безусловное признание его самоценности. А значит, каждый из нас только тогда человек, когда признает в другом брата своего.
3. Полемика Чехова с гоголевской традицией в трактовке образа «маленького человека» в рассказе «Смерть Чиновника»:
а) экзекутор Червяков тоже мелкий чиновник. Но его жизнь, в отличие от гоголевского Башмачкина, не трудна и не скудна. Напротив, рассказ начинается с того, что «в один прекрасный вечер» «не менее прекрасный экзекутор» слушает «Корневильские колокола» во втором ряду кресел;
б) Чехов намеренно снижает все, что случилось с Червяковым:
— «внезапность», произошедшую в «Аркадии» (говорящее название, вызывающее комический эффект): «чихнул, как видите…»
— начальник, которого обрызгал Червяков, тоже не представляет из себя ничего грозного: это всего лишь «старичок с лысиной». К тому же начальник «чужой»;
в) как и Гоголь, Чехов использует прием усиления, описывая добровольное унижение, которому из раза в раз подвергает себя Червяков, приходя извиняться к генералу. Тем самым Чехов делает ситуацию не просто смешной, но нелепой, а образ Червякова — вызывающим только пренебрежение;
г) фамилия «Червяков» не просто смешная, как у гоголевского чиновника, но вызывает оценочное, негативное отношение. Чехов обыгрывает и название должности чиновника — экзекутор: это Червяков на самом деле подверг экзекуции генерала своими извинениями;
д) финал чеховского рассказа, как и начало, противопоставлены соответственно гоголевским. Гротесковый финал «Шинели» звучит трагически, усиливая эмоциональное воздействие на читателя. В нем проводится идея пробуждения сознания даже в таком безропотном, смиренном человеке, как Башмачкин. Финал в рассказе Чехова, столь же неожиданный, как и у Гоголя, вызывает у читателя обратную реакцию. В последнем абзаце Чехов использует прием усиления и, оттягивая заключительный аккорд, ставит многоточие перед последним словом, сообщающим о том, что случилось с Червяковым. Намеренно сниженное, просторечное сказуемое «помер» вызывает смех читателя, к которому и стремился автор.
4. Авторская позиция Чехова по отношению к «маленькому человеку».
Новаторство Чехова заключалось в том, что он переключил внимание с социальной проблематики (взаимоотношения в чиновничьей среде, социальное угнетение) на идейнонравственную. Его волнует вопрос о том, как мало дорожит человек тем лучшим, что в нем есть (кем бы он ни был), — чувством собственного достоинства. Сознание своей приниженности (хотя никто его не унижает) не дает человеку быть свободным. А это, по Чехову, ложь самому себе: когда человек перестает ощущать себя человеком.
III. Заключение
И Гоголь, и Чехов были во многом полемичны по отношению к предшествующей литературной традиции в изображении «маленького человека». В конце XIX века Чехов переосмыслил трактовку этого образа и выступил как смелый новатор.
Глоссарий:
- Каково авторское отношение к червякову
- сравнение башмачкина и червякова
- план рассказ о башмачкине
Илиада гомера изготовление оружия краткое содержание.
План сочинения на тему: «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков
Categories: Сочинения по литературе