Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. Некрасова

Венцом творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писал о том, что Некрасов много думал над поэмой, надеясь создать поистине “народную книгу”, то есть книгу о народе и для народа.

Именно

этой причиной и объясняется своеобразие данного произведения. По первоначальному замыслу Некрасова, крестьяне должны были встретиться со всеми, кого посчитали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была изменена, а так как произведе ние не закончено, до сих пор ведутся горячие споры о последовательности частей.

В прологе мы знакомимся с семью крестьянами из семи различных деревень, названия которых прекрасно отражают те условия, в которых жили бедняки России. Первая часть подробно описывает своеобразный поход героев за истиной. Крестьяне встречают большое количество людей, которые

могут считаться счастливыми.

Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье – совсем не то, что нужно странникам. В части “Крестьянка” автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой русской женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело – между бабами счастливую искать!”. Часть “Последыш” посвящена описанию жизни помещика послереформенной России.

Заключительная часть поэмы называется “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем счастливого, с точки зрения Некрасова, человека – Гришу Добросклонова.

В заключение звучит и песня Гриши “Русь” – гимн родной стране и ее великому народу. По стилю поэма очень близка к произведениям устного народного творчества. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Первые две строчки здесь – зачин, характерный для русских былин и сказок.

В поэме очень много народных примет, загадок, в прологе – сказочный эпизод с пеночкой, которая дает мужикам “скатерть самобранную”. Сам ритм поэмы близок к ритму стихотворных произведений русского фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, которые употребляются в фольклоре: уменьшительно-ласкательные – хлебушко, соловушко, солнышко; деепричастия на – учи, – ючи – играючи, измаючи; много постоянных эпитетов , В характеристике героев важное место занимает портрет. Вот, например, описание Якима Нагого: Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная,

А волосы – песок. Якима, таким образом, невозможно отделить от земли русской, земля для крестьянина – кормилица, но для того чтобы собрать с нее хоть какой-нибудь урожай, он должен затратить огромные силы. Тяжела крестьянская доля. И даже в таких условиях Яким находит деньги для того, чтобы купить сыну картиночки.

Спасая эти картинки во время пожара, герой не успевает забрать из избы накопленные за всю жизнь 35 целковых, и они сплавляются в один комок, за который крестьянину дают 11 рублей. Все эти картинки Яким повесил в новую избу. “Есть и новые”, – сообщает он Веретенникову. Так Некрасов констатирует стремление народа к прекрасному, к искусству. Характер героев раскрывается и через их речь.

Крестьяне говорят простым языком, а представители других классов иначе выражают свои мысли. Так, в речи попа встречаются церковные слова и обороты, речь помещиков гладкая и потому менее выразительная. Значительное место в поэме занимают сатирические описания представителей господствующего класса.

Они противопоставлены истинным русским людям – простым крестьянам. Так, смешным и жалким предстает перед нами Утятин, сватающий за семидесятилетнюю вдову Терентьевну шестилетнего Гаврилу Жохова, заставляющий крестьян пересушивать абсолютно сухой стог сена… Помещики в поэме изображены как умирающий, доживающий свое класс. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма, значение которой сложно переоценить.

В ней развернута такая картина народной жизни, каких мало в русской и мировой литературе. И поэтому поэма считается вершиной творчества, главным трудом всей жизни Некрасова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Краткое содержание легенда об икаре.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. Некрасова

Categories: Новое