Смелую попытку обозначить истинное значение Великой Отечественной войны в истории великой страны от Буга до Курил, оценить величие народного подвига едва ли не первым сделал поэт Алексей Сурков. Еще в 1942 году с высокой трибуны он сказал: «Война в нашей поэзии выглядела как парад на Красной площади… До войны мы читателю подавали будущую войну в пестрой конфетной обертке, а когда эта конфетная обертка двадцать второго июня развернулась, из нее вылез скорпион, который больно укусил нас за сердце, — скорпион реальности, трудной большой
войны».
Между тем, даже спустя шесть десятилетий после окончания самой кровопролитной и жестокой войны не только в отечественной, но и во всей мировой истории, мы по крупицам узнаем правду о ней. О войне и победе, которая вознесла великую страну к вершинам ее могущества и исторической славе, до сих пор говорят либо полуправду, либо слагают Мифы, одни из которых чернят, другие — обеляют те или иные эпизоды войны.
Трудно представить себе, как жили наши дедушки и бабушки в начале сороковых годов, что они думали и чувствовали. Из художественных произведений, воспоминаний мы знаем, что в те годы никто не доверял
друг другу, опасаясь произнести лишнее слово не то что в разговоре с соседом или коллегой по работе, но даже в кругу семьи, в присутствии своей жены, детей, родственников. Но никто из живших тогда ни на минуту не сомневался в силе и мощи Красной Армии, в правоте Сталина и его сподвижников.
Никому и в самом кошмарном сне не могло привидеться, что враг дойдет до Волги и Кавказа.
Однако начало войны оказалось куда страшнее даже самых страшных ночных кошмаров. Внезапное начало войны поразило страну, не оставив ни одного равнодушного человека. Люди более ста наций и народностей жили единым переживанием огромного общего горя. И вряд ли кому — то из них в те далекие годы было дело до того, о чем сегодня мы можем прочесть в книгах В. Суворова — о том, что Сталин вынашивал тайные планы о переходе границы и нападении на Германию.
Вопреки всем подобным заявлениям и утверждениям, подкрепленным подлинными архивными документами, я хочу сказать: история не знает сослагательного наклонения. А потому есть правда В. Суворова — и есть правда фронтовиков, вынесших на своих плечах всю тяжесть неимоверных испытаний. И нам, третьему послевоенному поколению, нужно знать обе эти правды.
Для того чтобы знать истину и чтобы не допускать повторения кошмара, который, словно снег на голову, свалился на наших предков. Вот для чего нам необходима правда о той войне, пусть даже самая горькая.
Чувство исторической правоты жило в каждом человеке — от красноармейца на передовой до малолетнего работника в тылу.
Вспоминая через много лет свою фронтовую юность, Василь Быков писал, что во время войны мы «осознали свою силу и поняли, на что сами способны. Истории и самим себе мы преподали великий урок человеческого достоинства».
Война подчинила себе судьбы всех и каждого. Не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа. В этом признавался Андрей Платонов в своем письме с фронтовой передовой домой: «…Я пишу о них со всей энергией духа, какая есть во мне…
Мною руководит воодушевление их подвигом».
Что нужно для того, чтобы понять глубинную природу этой войны? На мой взгляд, нам в первую очередь следует понять и осознать духовную основу произведений художественной литературы, которая создавалась в огне сражений. А среди них есть такие, которые не потускнели до наших дней, — «Василий Теркин» Твардовского, «Сын» Антокольского, «Февральский дневник» Берггольц, лирика Ахматовой, Симонова, Суркова, Сельвинского, Алигер, публицистика и художественная проза Эренбурга и Алексея Толстого, сталинградские очерки и «Треблинский ад» Гроссмана, очерки и рассказы Платонова, «Волоколамское шоссе» Бека и «Дни и ночи» Симонова, «Перед восходом солнца» Зощенко и «Молодая гвардия» Фадеева, пьесы «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова.
В свое время Виктор Астафьев указывал на кричащее расхождение между пережитым им на фронте и книжнопоказательной войной. Он послужил не в одном полку. Встречал фронтовиков на других военных перекрестках.
И они не были похожи на тех, которые кочуют по страницам книг, выкрикивают лозунги, всех бьют, в плен берут, а сами, как Иван-царевич, остаются красивыми и невредимыми.
Не такими они предстают перед нами на страницах так называемой «лейтенантской прозы» 60-х годов, которая положила начало разрушению утвердившегося сталинского мифа о войне. Например, в романе «Живые и мертвые» К. Симонов нарисовал такую картину сорок первого года, какой до этого наша литература не знала. Писатель рассказал о панике среди солдат, о растерянности командиров, о несостоятельности высшего политического и военного руководства, о сотнях тысяч пленных солдат и офицеров.
Непростому делу осмысления трагических событий войны посвятил все свое творчество Василь Быков. Подлинным торжеством литературной истины стали «Разные дни войны» К. Симонова, «Я из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля и В. Колесника, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. Уровень исторической правды этих произведений настолько высок, что никто из нашего поколения XXI века, увы, эту высоту правды еще не одолел.
Сочинение на тему описание сегодняшнего дня.
Правда о войне — еще одна победа духа
- «Мiръ» в поэме Н. А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо»
- Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!»
Categories: Сочинения по литературе