Творческий путь М. А. Булгакова проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен — социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле».
В своих произведениях он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные. В последнем своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую художественную высоту в изображении проблем современности.
Борьба Добра и Зла — одна из основных тем мировой литературы
на протяжении многих веков. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков наиболее полно раскрывает суть этой борьбы в диалоге Иешуа и Пилата. Перенося действие диалога на два тысячелетия назад, писатель указывает на историческую перспективу постановки проблемы. В то же время по некоторым психологическим и социальным «параметрам» собеседники скорее современники XX века, нежели люди, живущие в 30-е годы I века.
Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.
Иешуа Га-Ноцри — обычный человек, довольно слабый физически. Вместе с тем, это индивидуальность, человек высокого духа. Он свободен
от власти патриархальной традиции, неважно, кто его родители, важно, что он — личность.
Иешуа человек мысли, независимый от сословных и религиозных догм, он живет «своим умом». Он уверен в возможности человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.
С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегки.
Во-первых, добро не может опираться на насилие, ведь насилие — это обычный инструмент зла. Добро располагает собственным оружием: доброжелательностью, готовностью и желанием понять другого.
За этим идут искренность, участие, отзывчивость, гибкость… Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру. Во-вторых, добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора.
В-третьих, добро — это труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.
Только все это, вместе взятое, есть оружие добра. Поэтому добрым быть очень трудно. Добро легко заменить подделкой, что нередко и происходит. Но если оно все же есть в человеческой личности — оно всесильно.
Ведь Иешуа — «бродяга», «слабый человек» — сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Иудеи. Он оказал воздействие и на других людей, с которыми встречался .
Зло, по мнению Булгакова, — это темные стихийные страсти, не вытесненные и не усмиренные человеческим началом. Зло — это проявление дочеловеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло.
В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» и в ее «достижениях» . В соответствии с философским замыслом романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло — это доисторический хаос первородного космоса. Добро — это обретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.
Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современная ему жизнь стала одним из важнейших и острейших моментов во всемирной истории человечества. С точки зрения масштабности перемен в обществе современному человеку жить трудно. Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего есть великое благо — сознание, знание, исторический опыт, память.
И, по мнению Булгакова, человек обязан продолжить традицию очеловечивания стихийных сил в себе и в окружающем мире. Вот почему Добро должно в конечном счете победить Зло.
Сравнение хоря и калиныча.
Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Афанасий Афанасьевич Фет
- Сценарий мероприятия по английскому языку для 7-8 классов по теме «Мировое влияние Италии в сфере глобализации»
Categories: Сочинения на определенные темы