“Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании”

“Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании”

Перлов И. Р.

Современное общее среднее образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня невозможно найти среднюю школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. А, поскольку образование вышло за пределы отрасли, то можно говорить о наличии “образовательных” направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь.

Информационные технологии способны существенно повысить

эффективность вне учебной деятельности школьников. Очень часто данная область, традиционно не привлекающая должного внимания со стороны учителей и учащихся, становится более приоритетной при условии полноценной информатизации образования.

Использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности школьников.

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной

деятельности. Это порождено дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере общего среднего образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.

Поскольку роль учителя и требования к его квалификации претерпевают значительные изменения, принципиально важно предоставлять поддержку не только учащимся, но и учителям. В сферу образования вторгаются все новые и новые технологии, которые могут найти применение в образовании и сделать его более эффективным, но ни одна из них не была специально разработана для целей обучения. На повестке дня стоит чрезвычайно масштабная и сложная задача – адаптация новых инструментов для нужд образования, их апробация и внедрение. Такие проекты, как “1 ученик – 1 компьютер”, “Покетбук или Электронные учебники” требуют очень серьезного финансирования.

Решить эту проблему за счет средств родителей – не получится, а образовательным учреждениям не выделяются средства на инновации в сфере образования.

Сегодняшним и будущим преподавателям довольно сложно перейти на новые формы работы, поскольку их обучение осуществлялось традиционными методами, и у них нет собственного опыта использования таких методов на практике.

Определим основные проблемы внедрения ИК – технологий в систему общего среднего образования и варианты их решения.

1. Устаревшие учебные программы, учебники. Необходим пересмотр содержания учебных программ и издание новых учебников.

2. Отсутствие необходимого программного обеспечения и средств на его приобретение. Необходимо, в соответствии с содержанием учебных программ, осуществить централизованную поставку необходимого программного обеспечения, либо Министерству договориться с компаниями-разработчиками по решению данной проблемы.

3. Отсутствие современной нормативной базы по использованию компьютерной техники. Старые требования СЭС, норм по списанию, пожарников, МЧС и т. д. Необходимо осуществить пересмотр требований, положений и инструкций

4. Низкий уровень подготовки учителей информатики.

Педагогические ВУЗы основной упор делают на методику преподавания, а не на практические навыки и техническую подготовку. Необходимо предусмотреть возможность подготовки по второй специальности – учитель информатики в технических Вузах

5. Отсутствует подготовка по вопросам использования ИКТ у учителей-предметников. Отсутствие необходимой системы переподготовки и повышения квалификации. Организовать постоянно действующие курсы и он-лайн консультации.

6. Уровень компетентности руководителей образовательных учреждений по использованию ИКТ на низком уровне. Выработать единые требования по уровню компетентности для руководителей и ввести их в функциональные обязанности.

7. Отсутствие нормативных документов и юридической подосновы по внедрению дистанционного образования в школах. Разработать и принять необходимые законы и положения.

8. Отсутствие в школах лиц, ответственных за внедрение ИКТ в образовательный процесс, работоспособность и сохранность компьютерной техники. Необходимо ввести дополнительные штатные единицы – заместителя директора по ИКТ и инженера-электронщика в каждую школу.

9. Отсутствие единой политики и требований в вопросах внедрения ИКТ. Создание единых информационно-образовательных порталов для каждого региона, с дальнейшей их интеграцией в республиканский портал. Создание единой информационно-образовательной сети для каждого региона, с дальнейшей их интеграцией в республиканскую сеть.

10. Совместная работа школы и Вуза. Создание баз практики для студентов старших курсов на базе школ. Координация учебных планов школ и Вузов по организации и прохождению педагогической и других видов практики

11. Отсутствие республиканского финансирования в крупных городах приводит к появлению местных программ, которые могут идти вразрез с программами Министерства образования. Нет единой политики в воспитании и образовании в различных регионах Украины. В сельских школах за счет субвенций государства приобретается ежегодно компьютерная техника, которая лежит мертвым грузом и не используемая, которая уже морально устарела.

В школах г. Одессы – бесплатный, круглосуточный Интернет. Создана глобальная городская информационно-образовательная сеть. Каждая школа имеет собственный веб-сайт. В школах созданы локальные сети.

Компьютерная техника, интерактивное и мультимедийное оборудование… Каким образом поддерживать все это хозяйство в рабочем состоянии? Кто и как будет администрировать веб-сайты?

Кто и какими средствами обеспечит безопасность детей в Интернете? Опять учитель информатики? Нет, конечно.

У учителей информатики нет необходимого, специализированного уровня подготовки. Для решения этой проблемы необходимы, как целевое финансирование, так и технически грамотные специалисты в каждой школе. Все эти проблемы можно решить. Одесса – единственный город в Украине, где за счет местного бюджета введены ставки инженеров-электронщиков . А раньше во всех школах, независимо от количества технических средств, была ставка инженера по техническим средствам обучения.

Мы считаем, что эту ставку необходимо вернуть в систему общего среднего образования. Пока не будет необходимого и достаточного финансирования сферы образования – все наши потуги – пустые разговоры! Пока учителя и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИКТ и более того, на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИКТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

В 2008 управление образования и науки Одесского городского совета разработало “Обязательный минимум базовых знаний, умений и навыков для директоров и заместителей”, организовало постоянно действующие курсы. Был издан приказ и проведена проверка уровня компетентности по вопросам применения ИКТ в образовании всех директоров и их заместителей. В 2009 г. была проведена проверка уровня знаний и умений заместителей директоров по работе с “Автоматизированной системой “ШКОЛА”. Управление образования и науки Одесского городского совета плодотворно сотрудничает с Вузами города Одессы по вопросам внедрения ИКТ. Так, совместно с Одесской Государственной Академией холода нами разработаны и введены в эксплуатацию во всех школах города программы “Автоматизированная система “ШКОЛА”, “Рейтинг”, “Библиотека”, “Кадры”.

Одесская Национальная Академия связи им. А. С. Попова устанавливает во всех школах аппаратно-программный комплекс по фильтрации нежелательного контента на proxy-серверах. Студенты старших курсов будут проходить практику в школах города.

Управление образования и науки Одесского городского совета закрепило школы города, как базы практики для студентов старших курсов. Это школы, где достаточно высокий уровень развития ИКТ и достаточное количество компьютерной и другой техники. Управление образования и науки Одесского городского совета предлагает в технических ВУЗах, наряду с профильной подготовкой, организовать подготовку учителей информатики, либо в дипломах указывать двойное назначение, как было раньше в классических университетах: физик, преподаватель физики.

Администрация и учителя школ – “эмигранты” в мире информационных технологий, а ученики – “аборигены”. Только тотальный всеобуч всех участников образовательного процесса способен сегодня сделать чиновников, учителей и администрацию школ “аборигенами” в мире ИКТ. Нужна реформа системы общего среднего образования. Необходимо разделить школы І, ІІ и ІІІ ступеней. Мы считаем, сколько учащихся приходится на один Персональный компьютер.

Вдумайтесь, на Персональный компьютер. А сколько людей пользуется одной Персональной зубной щеткой?

С ростом числа компьютерной и другой техники в школах, возникает проблема электрической проводке и по нехватке лимитов на электроэнергию. Как она решается? Никак.

В образовании не хватает профессионалов. В школах не хватает мужчин. А одна из главных проблем – мизерная оплата труда. Профессия учителя перестала быть престижной. И от отношения ГОСУДАРСТВА к учителю зависит будущее этого ГОСУДАРСТВА!

Образование невозможно без высококвалифицированных, преданных делу и заинтересованных учителей, которые играют ведущую роль в процессе обучения. Необходимо реализовать главный, на мой взгляд, принцип: “ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ – К РАЗВИТИЮ УКРАИНЫ”






О вкусах не спорят но сочинение.
“Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании”

Categories: Сочинения по литературе