«Рас-стояние: версты, мили» анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение начинается с посвящения — <Б. Пастернаку>. Зная историю их взаимоотношений, легче понять смысл этого произведения Цветаевой. Когда поэтесса оказалась в эмиграции, ей было сложно, как растению, пересаженному в чужеродную почву.

Те, кто тоже убежал из Советского Союза, оказались не близки Марине Ивановне ни по духу, ни по творчеству. А вернуться на родину было нельзя. И переписка с Борисом Пастернаком была тем живительным ручейком, который питал ее желание жить и писать.

Первое слово стихотворения — «рас-стояние»

— будто одним рывком выражает весь его смысл. Раздергивающее на две части тире в середине, продолжение «версты, мили» с самых первых мгновений чтения дает уверенность в том, что все произведение — о разлуке, и счастливого воссоединения не будет. И действительно, дальнейшие слова все увеличивают и увеличивают эту убежденность: «расставили, рассадили», «по двум разным концам земли». Глаголов, обозначающих разрыв, в этом стихотворении целых четырнадцать — на пять неполных строф!

Такое повторение в конечном итоге рождает в читателе ощущение безнадежности, невозвратности, утраты.

Содружество

двух великих поэтов могло бы принести удивительные плоды. Неизвестно, сопутствовали ли их творческому взаимопониманию иные личные чувства, да это и неважно. Более чем десятилетняя переписка и несколько коротких встреч доказывают, что родство душ Пастернака и Цветаевой было истинным.

И тем более болезненно было находиться на таком расстоянии, в разных странах, в разных жизнях.

«Расселили нас, как орлов-заговорщиков» — эта аллегория ясно показывает, как ценила Цветаева их духовную близость. Могучие птицы, живущие сами по себе, не признающие власти, приближающиеся к кому-то только по искреннему зову… Два великих творца безошибочно нашли друг друга на расстоянии, и иная власть вполне могла бояться такого содружества.

Даже символ — орлы, которые украшали герб царской России, намекают на это.

«В две руки развели, распяв, и не знали, что это — сплав». Распятие — слово, само в себе несущее символический смысл, единственный и несомненный. Им подчеркивается жертвенность того, кто разделен со своей Родиной, близкими, с единственным истинно близким по духу человеком.

Все стихотворение имеет неровный, сбивчивый ритм — такой, какой чаще всего встречается в творчестве Цветаевой после 1917 года. Размер — четырехударный дольник, стопы с разным количеством слогов. Этот ритмический рисунок более всего подходит для стихотворения-жалобы, исповеди.

А сокращенная пятая строфа звучит как выкрик благодаря тому, что обе строчки в ней заканчиваются восклицательным знаком.

«Разбили нас — как колоду карт!» — завершает произведение снова многозначное слово. Разбили — разделили , разбили , разбили . Трагическое окончание, не оставляющее место никакой надежде, венчает стихотворение, словно эпитафия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ записки сумасшедшего.
«Рас-стояние: версты, мили» анализ стихотворения Цветаевой

Categories: Анализы стихов