Рассказ А. Платонова Никита» в 5 классе

Возможно, в начальной школе Дети уже встречались с произведениями Платонова . По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» включен рассказ А. П. Платонова «Сухой хлеб».

К произведениям А. П. Платонова ученики будут неоднократно возвращаться по мере изучения курса литературы. Программа под редакцией В. Я. Коровиной предлагает в 6-м классе чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире», в 7-м классе — рассказа «Юшка» и сказки «Неизвестный цветок», в 8-м — рассказа

«Возвращение». В старших классах ученики лучше смогут понять всю сложность жизненного пути Платонова.

Поэтому в 5-м классе мы предлагаем остановиться на том материале о писателе, который предлагает нам учебник-хрестоматия.

Урок 1. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа.

Одухотворение природы в воображении героя.

I. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя

Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб»:

«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь

рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые.

Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».

— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?

Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.

— Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?

О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье.

Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа.

Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.

— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

— Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?

Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.

— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Составление плана рассказа

Продолжаем обучение составлению сложного плана.

— Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

Поможем детям выделить три основные части:

1. Мама уходит на работу.

2. Никита «живет» один.

3. Возвращение отца.

Разделим на пункты вторую часть.

Никита «живет» один.

Кто живет в бочке. «Доброе солнце». Колодезные жители. «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. Желтый цветок. «Незнакомые, злобные лица».

Никита испугался и побежал к маме.

Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.

— Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?

— С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?

— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты.

Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?

— Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?

— Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?

Домашнее задание

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита». Подготовить рассказ о Никите.

Урок 2. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя.

Язык рассказа А. П. Платонова.

I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»

Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.

Итак, разделим на пункты третью часть.

Возвращение отца.

Встреча Никиты с отцом. Разговор Никиты с отцом. Работа с отцом.

— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?

«Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…»

«Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

«Давай все трудом работать, и все живые будут».

— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

— Рассмотрите иллюстрация В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?

— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?

— Какую работу отец поручил Никите?

Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.

— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».

— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.

— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

II. Характеристика героя

Предложим детям рассказать о герое рассказа мальчике Никите. Спросим одного-двух учеников. Объясним, что подробного пересказа не требуется.

Надо выделить главное и сделать выводы.

III. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительных смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений.

Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

IV. Сравнительный анализ произведений

Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:

— В каком из прочитанных в 5-м классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?

Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?

— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?

Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.

Домашнее задание

Подобрать пословицы о труде.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Образ солнца в живописи.
Рассказ А. Платонова Никита» в 5 классе

Categories: Сочинения на свободную тему