Рецензия на повесть А. Платонова “Ювенильное море”

В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Платонов?

Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, тем, что проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру, историю России, достижения всего мира. Среди них повесть “Ювенильное море”, созданная в 1934 году и дошедшая до читателя

лишь в 1986-м. В ней с необычайной убедительностью автор отразил абсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны. Перед нашим взором предстает мясосовхоз “нумер сто один”, к которому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле.

Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать былинки на пешеходных тропинках, – а в целом хозяйством не занимается. В свое время он приехал из центра, где были созданы отделы по планированию “безвестных времен на тридцать

лет вперед”.

Эти задачи невыполнимы, поскольку для их решения “требуется вечность”. В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея о мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Вермо мечтает вместо “ветхих форм животных” завести бронтозазров для получения “по цистерне молока в один удой”.

Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет, “сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела Босталоевой”. Жалость приравнивается к преступлению. “Ведь миллиарды разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете.

Мало ли на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в вас гнилой либерализм бушует!” – возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах которой люди будут плакать только из приличия. Милосердие и доброта отрицаются полностью, счастья личной жизни не существует, его заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал, что “любовь – это изобретение, как и колесо, и человек… долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость”.

Становится ясно, что в этой “стране трудного счастья” тяжело и страшно всем людям. Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна. Платонов поднимает социально значимые для 30-х годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие проблемы – добра и зла, счастья, свободы личности.

Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои молока и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного. Необычен и язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия , намеренно использует косноязычие , иронию и сарказм , политическую лексику , газетные штампы.

У персонажей повести “говорящие” имена и фамилии. Это еще один способ, с помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами “верный”, “верность”. Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил однажды.

Фамилия Умрищев словно происходит от слова “умереть”; такие, как он, не способны жить в новом обществе. Божев, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с приходом новой власти.

Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу над “классовым врагом”. Все это помогает писателю ярче передать особенности того времени. С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голые ноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой, спящие на земляном полу пастухи – все указывает на бедственное положение людей и хозяйства страны. Немалую роль играет в произведении пейзаж.

Он помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением государства в целом: “редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных трав”, “трава утомилась жить под солнцем”, “скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности жизни”. Сама “мертвая природа” отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле. Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось “постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания”, глазам Босталоевой, в которых светится “классовая вражда”, Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.

Поражает жестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека, все его мысли направлены на “убийства всех врагов”. Ужасает образ Босталоевой, мечтающей “разбить и довести до гробовой доски действующего классового врага”, и образ Федератовны, говорящей, что “многих нужно убить”. Наиболее безнравственны Божев и Священный.

Их черствость, подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторского режима. Особая роль отводится “невыясненным” людям, к которым относится и Умрищев. Писатель показывает деградацию человека, – находящегося под гнетом тоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в человекоробота.

Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказывается от своих взглядов. В “Ювенильном море” А. П. Платонов выступает как провидец, предсказывая будущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И. Замятина “Мы”.

Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенные в повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую цену приходится платить за социалистические идеи. Повесть называется “Ювенильное море”, и рядом автор дает пояснение – “море юности”.

Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и неопытность страны. Как и человек в молодости, государство готово идти на любые безрассудства , но скоро оно повзрослеет и поймет все свои ошибки.






Что такое любовь сочинение 15.3.
Рецензия на повесть А. Платонова “Ювенильное море”

Categories: Новое

Рейтинг компании: 9.7 из 10