Рифма и разбивка на строки у Маяковского

Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в про­изведение, и «вбить ритм безошибочно» (статья «Как делать стихи?»). При делении на полустрочия четче выделяются наибо­лее важные для понимания произведения слова, а паузы в кон­це каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм.

Так, в приведенном выше отрывке из стихотворения «Товари­щу Нетте…» передано смятение лирического героя, которое все больше усиливается. Это усиление подчеркивается короткими предложениями, паузами на конце полустрочий, тем, что на каждой строке остается все меньше слов и, наконец, одно: «Нетте». Это слово звучит тем более резко, что оно стоит в кон­це распространенного предложения, рисующего неторопливый разворот корабля.

В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, «стих рассыплется». И дей­ствительно, строчки разной длины, «капризная изменчивость

ритмов» (Н. Станчек), отдаленность слов, несущих основную тему произведения, повышают роль рифмы. По словам Маяков­ского, «рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставля­ет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

Обратимся к стихотворению «Послушайте!». Здесь рифмуют­ся «нужно» (конец третьей строки) и «жемчужиной» (конец шестой строки), «были» (четвертая строка) и «пыли» (восьмая строка), «опоздал» (десятая строка) и «звезда» (четырнадцатая строка). Рифма связывает, цементирует строки, помогает по­нять ритм.

Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами (типа «морозы» — «розы»). Маяковский был еще более резок: «Обыкновенно рифмой называют созву- чиє последних слов в двух строках, когда один и тот же удар­ный гласный и следующие за ним звуки приблизительно со­впадают.

Так говорят все, и тем не менее это ерунда», — утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк («улица / лица у догов годов резче»), рифмовки конца строки с началом следующей («Угрюмый дождь скосил глаза, / а за решеткой, четкой…»). Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы. Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы «трезвость» — «врезываясь» («Сергею Есенину»), игро­вые «бюрократизм — катись», «бумажные — важные» («Проза­седавшиеся»).

«…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…» — справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, пост­роенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух («рейте — рей­де», «кляузе — маузер», «плоше — лошадь», «картавый — «Полтавы», «атакована — штуковина») или дополняется мно­гочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах («короной — покоренной», «водица — вопло­титься», «рыжий ребенок — жеребенок», «мистерии — подма­стерье»), Маяковский нередко использует составную рифму («лев вой — левой», «лет до ста расти — без старости»). Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий. Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над сло­вом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сде­ланности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие ос­нование для подобных выводов. Но лучшее из созданного Ма­яковским помогает увидеть блистательные поэтические побе­ды автора, которые не отрицают и самые суровые его крити­ки. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в.

Глоссарий:

  • рифма маяковского
  • рифмы Маяковского
  • маяковский рифма

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение путешествие.
Рифма и разбивка на строки у Маяковского

Categories: Сочинения по литературе