Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни,

отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии.

Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт — столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников — драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи. Конфликт в комедии — это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества.

К последнему относятся сам Фамусов,

Хлестова, княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие. Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, «охранниками» прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них — карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы.

Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам. Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность — основные черты его характера. Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей.

Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов», не боится иметь свое сужденье обо всем. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий.

Именно поэтому этот образ становится предельно обобщенным и типичным. К тому же «одиночество» этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчеркивается исключительное положение подобных людей в обществе. Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей.

Остановимся подробнее на этих образах. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор». Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Рекомендуя Загорецкого Чацкому, Горич говорит:

Человек он светский, Отъявленный мошенник и плут: Антон Антоныч Загорецкий, При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!

Эту характеристику подтверждает и Хлестова: «Лгунишка он, картежник, вор». Не лишено основания мнение, что Загорецкий — «человек, близкий к политическому сыску». Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налег бы на басни, где: Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари. Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: «Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы». «Мастер услужить», этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. «У нас везде ругают, а всюду принимают», — эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого.

Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни. Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным.

А. С. Пушкин, современник А. С. Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова «репете», которое означает «повторять».

Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии — потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, — «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только».

Речь этого персонажа пестрит словами с модным «оттенком»: «откудова», «невзначай», «особливо» вместо «особенно», «зауряд» вместо «заурядный». Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как «водевильчик», «прелюдии». Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо «Лев» он употребляет «Левон». Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои.

Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя.

Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи: А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким: А! знаю, помню, слышал, Как мне не знать? Примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут…

Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон», итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума. Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким.

Я уверен , что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали «передовыми». Таким образом, эти два персонажа — серые, нейтральные личности, «пустомели» и любители поболтать. Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого.

Они — лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Выражение гамбургский счет появилось у меня так.
Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Categories: Новое