Не все литературоведы согласны с тем, что лирика вообще может быть реалистической. Конечно, это дискуссионный вопрос, но подумайте сами: в какой степени сочетаются понятия лирики и реализма? Возьмите в руки томик Некрасова, прочитайте еще раз стихотворение «Памяти Добролюбова» и проведите своего рода мысленный эксперимент: заставьте себя на мгновение забыть о заглавии. Можно ли из самого текста стихотворения догадаться, что речь идет именно о Добролюбове? Наверное, нет.
В стихотворении создан предельно обобщенный, идеальный образ
героя, сознательно идущего на жертву. Характерна лексика стихотворения: «светлый рай», «перлы для венца», «светильник разума»… Создается приподнято-возвышенный стиль, соответствующий образной системе художественного текста: образ героя стихотворения оказывается выше образа автора-повествователя. Жизнь героя представлена как житие праведника : осознание своего избранничества, жертвенность, отказ от земных благ, смерть как вознесение . В «Памяти Добролюбова» выражены чувства, близкие к религиозному поклонению. Возможно ли, учитывая все эти соображения, назвать это некрасовское стихотворение
реалистическим?
Знаменательно, что в 70-е гг. Некрасов свой идеал поэта подкрепляет авторитетом романтика Шиллера, свои представления об идеале гражданина — образами Христа и Пророка. Нет уже былого «многоголосия», почти совершенно исчезают конкретные детали, бытовые подробности.
Все это свидетельствует о том, что наше стандартное восприятие эволюции Некрасова как движения «от романтизма к реализму» нуждается в уточнении и даже пересмотре. Во всяком случае, в Некрасовской лирике к концу его творческого пути явно усиливается романтическое начало, что соответствовало общей тенденции развития русской литературы последних десятилетий XIX в.
Известный лингвист Б. А. Ларин полагал, что в своей поэзии Некрасов — чем позже, тем больше — освобождается от традиций высокого языка поэзии. Верно ли это наблюдение? Не происходит ли у поэта обратный процесс, не обращается ли он в последний период творчества именно к традициям высокого поэтического слова, устойчивым формам поэтической лексики и синтаксиса?
Учитывая дискуссионность проблемы, предлагаем вам высказать свою точку зрения по этому поводу, но обязательно подкрепляемую конкретным изучением текста.
Что такое настоящее искусство по к.г паустовскому.
Романтический характер поздней лирики Н. А. Некрасова
- Классный час 7 класс. Разработка
- Анализ повести Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Categories: Сочинения по литературе