Самостоятельная работа с текстом по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Эту работу ученики выполняют дома: она заставляет внимательно и вдумчиво читать текст поэмы. А потом, отталкиваясь от ответов ребят, мы ведем обсуждение в классе. Такая форма работы позволяет «услышать» ответы тех, кто обычно в классе отмалчивается, откорректировать неправильно понятые строчки.

№ 1. По главе «Переправа»

1. В главе «Переправа» солдат назван «тружеником». Выберите именно те детали, которые подчеркивают, что война — это не только боевые подвиги, но и изнурительный труд солдат.

— налегли, гребут,

потея, управляются с шестом… — и плывут бойцы куда-то, притаив штыки в тени… — и, усталая с похода… дремлет, скорчившись, пехота… — и в лесу, в ночи глухой сапогами пахнет, потом, мерзлой хвоей и махрой…

— как плоты, пошли понтоны, громыхнул один, другой…

2. В конце главы «Переправа» Твардовский соединяет рассказ о величии подвига с веселой шуткой. Какие фразы можно отнести к тем, что рассказывают о подвиге , а в каких сквозит шутка ?

— Он как он, Василий Теркин, встал живой, — добрался вплавь. — Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? — Дали стопку — начал жить,

приподнялся на кровати… — Молодец, — сказал полковник. — Молодец!

Спасибо, брат.

№ 2. По главе «О награде»

Ответьте на вопросы.

1. Почему Теркин «не стал курить махорку, // А достал бы… «Казбек»»?

2. Почему ему важно сидеть именно на том месте, «где мальцом под лавку прятал // Ноги босые свои»?

3. Почему на всякие вопросы он отвечал бы «не вдруг»?

4. — Нет, — сказал Василий Теркин. // И вздохнул. И снова: — Нет. О чем вздыхает Теркин?

5. Почему у Теркина «нету права побывать в родном селе»?

№ 3. По главе «Гармонь»

Внимательно читая главу, найдите пропущенные в цитатах слова.

1. догонял свой полк… 2. Доставал тогда… 3. и ранение имею, и… одну 4. Грузовик гремит… 5. Хорошо — как есть…

6. Во всей колонне // Завалящей нет… 7. Словно он кого ошибкой, // Нехотя… вдруг 8. Оглянулся… // На водителя стрелок. 9. Только взял боец… // Сразу видно — гармонист.

10. …наш был любитель. 11. Стороны родной… // Грустный, памятный… 12. И потупились сурово // В шлемах… друзья.

13. Веселей кружитесь… 14. … на пару пара, // С места кинулися вдруг

15. Дайте мне, а то… 16.

Что-то помнится, из боя // Доставляли мы в…

№ 4. По главе «Два солдата»

1. О каких качествах Теркина как человека говорят следующие слова?

А) Сам пилу берет: — А ну-ка… // И в руках его пила, // Точно поднятая щука, // Острой спинкой повела. Б) Но куда-то шильцем сунул, — // Что-то высмотрел в пыли, // Внутрь куда-то дунул, плюнул, — // Что ты думаешь, — пошли! В) …А парень услужить еще не прочь. // — Может, сало надо жарить? // Так опять могу помочь. Г) И, как долг велит в дому, // Поклонился в страхе, // И солдату самому. Д) Молча в путь запоясался, // Осмотрелся — все ли тут?..

Все припомнил, все проверил.

2. Почему Теркин не сразу ответил на вопрос деда «побьем мы немца // Или, может, не побьем?»

№ 5. Твардовский говорил о Теркине, что это «обыкновенный парень», что «парень в этом роде» найдется в любой роте. Словарь дает следующие значения слова «обыкновенный»: Обычный, ничем не выделяющийся, заурядный. А какое значение вкладывает автор в это слово?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что характерно для есенинского стиля.
Самостоятельная работа с текстом по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Categories: Школьные сочинения