Слово в сказочной повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток»

Я работаю учителем в детском санатории «Лесная поляна» г. Мирный. В школе обучаются Дети, прибывшие на лечение из городов и поселков нашей области. Заезд длится 21 день. Педагогу при подготовке занятия надо учесть состояние здоровья учеников, уровень их подготовки, сформированность умений и навыков, особенности учебных комплексов, по которым занимались дети. А главное — так построить урок, создать такую обстановку, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, мог максимально проявиться.

В этом ученикам помогают рабочие материалы к уроку,

которые содержат различную справочную информацию . Предлагаю вашему вниманию один из уроков, построенных с использованием таких материалов.

— Сегодня у нас урок развития речи. А о чем пойдет речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого разгадайте кроссворд, который находится в рабочих материалах, лежащих у вас на партах.

Какое слово прочитывается в кроссворде по вертикали?

— Сегодня речь пойдет именно о слове. На прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом можно рисовать, создавать целые словесные картины, образы. Что еще может слово? Какова его роль в художественном тексте?

Вот что нам предстоит

узнать. Для этого внимательно вглядимся в текст произведения.

— Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем запомнился мистер Жаб. Чем запоминается человек, которого вы не видели, а слышали?

— Давайте прочитаем реплики Этельреда. Теперь обратимся к рабочим материалам. Посмотрите, какие слова, выражения употребляет мистер Жаб чаще всего?

— Повторяет ли он одни и те же слова?

— Всегда ли он знает значение тех слов, которые употребляет?

— Давайте предоставим слово ребятам 3-го ряда. Дома они выписали из текста главы незнакомые слова и установили их значение.

Учащиеся зачитывают слова и их лексическое значение. Например:

Банкир — владелец банка.

Цилиндр — высокая шляпа, которую носили в XIX веке люди состоятельные, знатные.

Нейрохирург — врач, лечащий заболевания нервной системы.

Инкогнито — под вымышленным именем.

Шпион — тайный агент, выведывающий сведения, составляющие государственную тайну.

— Богатый ли у мистера Жаба активный словарь? Много ли слов он использует в речи?

— А сейчас проведем словарную работу. С помощью «Словаря русского языка» С. И. Ожегова установите значение слова «лексикон». . 2. Запас слов, лексика .)

— В ваших рабочих материалах есть высказывание академика Д. С. Лихачева. Давайте прочитаем его. Как вы понимаете это высказывание?

— Что вы можете сказать о мистере Жабе, который так говорит, так выражает свои мысли?

— Что добавляют к характеристике Этельреда следующие его высказывания:

«Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни математики, ничего другого и ведать не требуется. Знай присматривай за чужими денежками и не отдавай нипочем, кто ни попросит, — вот и вся работа»;

«Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть, что-нибудь такое не важное».

— Все это мы узнали, когда обратили внимание на речь Этельреда. О чем может рассказать речь персонажа?

Запись в тетрадь. Речевая характеристика — речь героя, раскрывающая его характер, привычки, наклонности.

— На доске ваши рисунки, изображающие мистера Жаба. Соответствует ли речевая характеристика Этельреда его изображению?

— А сейчас предоставим слово тем ребятам, которые дома сравнили речь Попугая и речь Этельреда.

— Благодаря чему речь Попугая так резко отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в Мифландии?

— Ребята, согласны ли вы с Попугаем?

Какую роль играют словари в жизни читателей?

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Я. Маршака «Словарь» .

— Так о значении слов в жизни человека, о словаре сказал поэт. Слово, речь — это средство передачи народной мудрости, основное оружие писателя, поэта. Если вы будете знать много слов, правильно пользоваться словом, чаще заглядывать в словарь, тогда перед вами откроются «подвалы слов», вы почувствуете «силу благодатную в созвучье слов живых».

— Давайте вчитаемся в слова сказки, посмотрим, что они привносят в текст. Проверим домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были выписать сравнения из текста 4-й главы: «буду нем, как могила»; «взорвется, как вулкан»; «побежишь, как кролик»; «спутанные толстой, как черные кружева, паутиной».

— Для чего нужны сравнения в тексте? Что изменится, если их убрать?

— Теперь проверяем домашнее задание 2-го ряда. .

— Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты раскрывать отношение автора к герою?

— Какой вывод из сказанного мы можем сделать?

Запись в тетрадь. Слово может выражать отношение автора к персонажу. Речь какого-то персонажа может передавать мысли и чувства самого автора.

— Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему же служит речь героя?

Можем ли мы по каким-то словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах автора?

— На уроках литературы и русского языка мы будем изучать правдивые, честные слова, чтобы выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и умными людьми.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Язык — стяг, дружину водит».

Приложение
Рабочие материалы
Кроссворд

По горизонтали:

1. Одна из трех книг, похищенных Василисками.

2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?

3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.

4. Коварные животные, решившие захватить Мифландию.

5. Какие существа чуть не погубили детей на острове в Поющем море?

Речь Этельреда

Ей-богу — шесть раз за время разговора с детьми и Попугаем. Лопни мои глаза — пять раз. Ух — Семь раз. Ух ты, как начнете чесать, так не остановишь. Проснитесь, тетери!

Дудки, я вам не супостат какой-нибудь! Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.

Д. С. Лихачев: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.

Но хоть и трудно — это надо, надо».

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку.

Читаю: — Век. От века. Вековать. Век доживать.

Бог сыну не дал веку, Век заедать, век заживать чужой… — И слов звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть. С. Маршак

Слово о словах

Слова бывают разные — то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово — утешения и слово — удушения. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова — высокой доблести, и самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как чистыми, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности. В. Полторацкий


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Учителя митрофана.
Слово в сказочной повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток»

Categories: Сочинения по литературе