Роман «Белая гвардия» стал тем откровением для Булгакова, которое обнажало революционную действительность во всей ее жестокости и беспринципности. Писатель вспоминал: «Я видел в этот страшный 19-й год в Киеве совершенно особенный, совершенно непередаваемый и, я думаю, мало известный москвичам, особенный фон…» Этот исторический фон важен Булгакову и потому так тщательно воссоздан в «Белой Гвардии». В основе романа лежит вечная тема исторической слепоты и долгого, трудного прозрения. Произведение посвящено не только интеллигенции
и истории, но судьбе великой культуры, хранительницей которой становится интеллигенция в эпоху перелома.
На бессмысленность гражданской войны в романе автор указывает самыми разными способами, однако обращение к снам героев является одним из «действенных» приемов. Сны героев романа во многом схожи и во многом различаются. Так, например сон Турбина тесно связан с военной действительностью: «Плыл, качаясь, вестибюль, и император Александр I жег в печурке списки дивизиона…Беззвучно стреляли, и пытался бежать…Турбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин».
Герой
испытывает нескрываемый ужас от событий последнего года. Совсем иной характер носит сон Василисы. Снится ему, будто купил он огород, на котором в тот же миг выросли овощи: «и вот в этот хороший миг какие-то розовые, круглые поросята влетели в огород и тотчас пятачковыми своими мордами взрыли грядки…
Василиса подхватил с земли палку и собирался гнать поросят, но тут же выяснилось, что поросята страшные — у них острые клыки…» Символичным является, на мой взгляд, в данном случае слово «круглый», ибо сон Василиса видит круглый, часы «круглые, глобусом», да и поросята также круглые. Однако подобная округлость и отсутствие углов не делает видение персонажа счастливее. И, несмотря на то, что во сне революции не было, что все это чепуха и вздор, тем не менее, даже в дремоте, Василису одолевают самые разные страхи. Сон Елены также очень беспокойный.
Ее переживания за Николку пробрались даже в мир дремы: «В руках у него была гитара, но вся шея в крови. А на лбу желтый венчик с иконками. Елена мгновенно подумала, что он умрет, и громко зарыдала и проснулась с криком в ночи». Совсем иной характер носит сон Петьки Щеглова, маленького мальчика, который совсем не интересовался большевиками, Петлюрой и Демоном.
Сон ребенка радужный и не омраченный страхами, болью и жестокостью. Мальчик будто существует в своем, отдельном мирке, где существует только счастье. Его беспечность доказывает, что все будет хорошо. По моему мнению, сон ребенка не только символичен, но и носит глубокий философский смысл.
Сниться Петьке, что идет он по зеленому лугу и видит огромный алмазный шар: «Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками…» Таков сон маленького мальчика. Мы видим, как сильно отличаются видения взрослых и ребенка. Думаю, таким образом автор хотел показать, насколько сложно взрослому человеку уйти от действительности, которая несет с собой страдание.
Однако следует отметить и другое: взрослые давно разучились мечтать, стремиться к лучшему, видеть красоту… Они слишком погружены в проблемы, которые возникли опять-таки благодаря им. Жестокость и страх являются неотъемлемой частью жизни взрослых людей.
Именно поэтому они не могут «оторвать ноги от трясины», и только поэтому они не могут радоваться жизни, как Петька Щеглов. По моему мнению, символичность данного сна заключена и в другом. Автор неслучайно в самый конец романа вставляет эпизод с мальчиком.
Дело в том, что Петька — представитель нового поколения, человек, которому нужно будет поднимать город из руин. И его сон еще раз подтверждает наступление лучшего времени. Оно будет счастливым и прекрасным… Мальчик верит в это. И пусть взрослые, истерзанные войной, разрухой, голодом, потерями, уже не видят будущего счастья, но все же оно наступит.
Удивительны последние строчки романа: «Все пройдет. Страдания муки, кровь, голод и мор…а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
Действительно, очень сложно объяснить многие деяния человечества, ибо они бессмысленны. Очень часто люди стремятся достичь определенных целей ценой жизни миллионов. «Белая гвардия» — книга о молодости, попавшей в огонь истории и выстоявшей. Ибо, как говорил переживший все это автор, «жизнь нельзя остановить».
Не в том только дело, что герои булгаковского романа молоды, полны надежд и жизненных сил. Они — достойные хранители великого духовного наследия русского народа.
Характеристика костылева.
Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия»
Categories: Новое